Официальный визит президента Франции Эммануэля Макрона в Центральную Азию начался в Астане. После Казахстана он посетит Узбекистан.

Многие обозреватели обращают внимание на то, что эти две страны — крупные поставщики урана, который используется во французских атомных реакторах, а после государственного переворота в Нигере в июле этого года Франция испытывает нарастающую потребность в этом металле для ее АЭС. Однако есть и более значимая тема — диверсификация экономических связей и поставок сырья.

Она важна не только для Франции, но и для Казахстана. А тема урана, которую сейчас все активно обсуждают, — лишь незначительная часть глобальных торгово-геополитических планов, считает кандидат политических наук Александр Тэвдой-Бурмули:

Александр Тэвдой-Бурмули кандидат политических наук«Макрона воспринимают сейчас в странах Центральной Азии в первую очередь как одного из представителей западного вектора. Естественно, с этим связаны различные опции по диверсификации как конкретно казахстанской внешней политики, которая все-таки в значительной степени была долгие десятилетия ориентирована на Россию, так и других центральноазиатских стран. Разумеется, там будет обсуждаться самый широкий круг проблем, в первую очередь проблема диверсификации. Можно предположить, что принимающая сторона заинтересована в том, чтобы укрепить связи с Францией и, следовательно, снизить свою зависимость от поставок исключительно на российский рынок. Все это происходит в давнем контексте выстраивания маршрутов Восток — Европа, в той или иной степени минующих Россию. Есть экономический по Шелковому пути, где задействован Казахстан. Есть альтернативные проекты индийско-американские, которые преследуют ту же самую цель. И Казахстан является одним из главных звеньев на этом пути».

Последние два месяца были отмечены значительным ростом цен на урановое сырье, хотя они находятся весьма далеко от максимума, установленного в 2007 году. В визите Макрона следует просматривать не текущую, а куда более долгосрочную стратегию, уверен главный редактор издания «АтомИнфо.ру» Александр Уваров:

Александр Уваров главный редактор издания «АтомИнфо.ру» «Рост очень сильный пошел где-то в сентябре. Насколько я понимаю, начали активность проявлять фонды, которые заинтересовались ураном как потенциально дорожающим материалом и начали достаточно активно скупать. Плюс на это наложились еще и запросы обычные традиционные эксплуатирующих организаций. Все вместе это сработало, и он действительно подпрыгнул. Конечно, когда-то рост на уран должен был произойти. Есть фундаментальная причина: уран был недооценен в течение длительного времени, это началось после Фукусимы в 2011 году. И в этой ситуации горнодобывающие компании в первую очередь сокращают расходы на геологоразведку, новые запасы урана не рассматривались, не изучались, а отрабатывалось то, что было в работе, то, что было запечатано до лучших времен. На Нигер все показывают пальцем, говорят, что Нигер прекратил поставки урана во Францию. Но на него же приходилось 4% всей мировой поставки урана в последнее время. Там в чем проблема? Там проблема в будущем. У французов в Нигере есть месторождение с красивым названием Имурарен, оно огромное, запасы какие-то там совершенно фантастические. Его можно разрабатывать довольно дешевым способом подземного выщелачивания. Французы его держали на будущее, и вот это месторождение сейчас зависло».

Казахстан в 2022 году добыл 43% мирового урана. Ранее Франция уже сделала крупные инвестиции в Казахстан. В частности, ее ядерная компания Orano участвует в добыче урана в совместном предприятии с компанией Kazatomprom.