Бензин на бирже подешевел до уровня мая. Почему не спешат падать цены на заправках?
По словам экспертов рынка, опт более волатилен, чем розница: с того момента, как цены снизились на бирже, и до поступления топлива на бензоколонку проходит определенное время
Читать на полной версииСтоимость оптовых партий бензина АИ-92 в европейской части России опустилась ниже 50 тысяч рублей за тонну, по данным Санкт-Петербургской товарно-сырьевой биржи. Бензин АИ-95 подешевел почти до 53 тысяч рублей за тонну.
Таких уровней котировки достигли впервые с конца апреля. В этот момент обычно начинается сезонный рост спроса на топливо. Комментирует независимый эксперт Дмитрий Лютягин:
Почему не снижаются цены на автозаправках? Отвечает эксперт аналитического центра «Инфо ТЭК», доцент Финансового университета при правительстве России Валерий Андрианов:
Валерий Андрианов эксперт аналитического центра «Инфо ТЭК», доцент Финансового университета при правительстве России «Цены в розничном звене не сразу двигаются вслед за оптом, но и изначально обе эти системы изолированы друг от друга. Дело в том, что цены в оптовом звене определяются рынком, в то время как цены в рознице регулируются в режиме ручного управления. И когда было принято решение правительства о прекращении экспорта бензина и дизельного топлива, ожидалось, что все-таки розничные цены на этот раз отреагируют на изменение оптовых цен. Действительно, мы видим, что на отдельных бензоколонках отдельных компаний цены в розничном звене существенно снижаются, но, в частности, недостаточно сильно понизились в сетях «Роснефти», «Башнефти» и некоторых других. В то же время снижение цен в рознице происходит не так быстро, как хотелось бы. Это связано с логистическим вопросами, то есть от того момента, как цены снизились на бирже, и до поступления топлива на бензоколонку проходит определенное время. Не все компании пытаются выполнять решение правительства по снижению розничных цен. Прежде всего, это касается независимых сетей, которые до недавнего времени находились в крайне сложной ситуации в связи с очень высокими ценами в опте, и сейчас они хотят заработать, сохранить свою маржу, набрать жирок, чтобы улучшить свои финансовые показатели. Недаром правительство в лице Новака заявило, что оно будет жестко контролировать цены в рознице, в том числе с включением ФАС. Я думаю, по мере дальнейшего сокращения цен в оптовом звене и усиления контролирующих мер со стороны правительства мы увидим некоторое снижение цен в рознице».
Дизельное топливо тоже дешевеет. Стоимость летнего сорта на бирже упала ниже 56 тысяч рублей за тонну. В то же время зимние сорта после двух дней падения снова показали рост на 2%, цена достигла 72 тысяч рублей за тонну.
В начале октября вице-премьер Александр Новак поручил нефтекомпаниям ускорить замещение летнего дизеля зимним и межсезонным, нарастить его производство, а регуляторам следить за стоимостью в розничном сегменте и при отгрузках аграриям. Также рассматривался вариант запрета экспорта авиакеросина, который используется при производстве зимнего дизтоплива.
На фоне высоких цен Россия может резко увеличить экспорт нефти в ноябре. По прогнозам аналитической компании Kpler, морские отгрузки могут вырасти на 200 тысяч баррелей в сутки относительно октября. Компании вынуждены перенаправлять нефть на экспорт из-за ремонтов на НПЗ. С лета Россия проводит политику ограничения экспорта нефти, однако эксперты считают, что лишь с декабря морские поставки начнут снижаться существенно.