Центробанк поднял ключевую ставку сразу до 15%
Инфляционное давление в стране значительно усилилось и складывается выше ожиданий регулятора, высокими остаются темпы кредитования. Необходимо сдержать инфляцию и вернуться к цели в 4% до конца следующего года, подчеркивают в ЦБ
Читать на полной версииОбновлено в 18:45
ЦБ поднял ключевую ставку сразу на 2 процентных пункта, до 15% годовых. Причина — высокая инфляция, которая уже серьезно отклонилась от цели в 4%.
Регулятор также повысил прогноз по инфляции на этот год до 7,0-7,5%. По словам главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной, годовая инфляция достигнет своего пика весной следующего года. Она дала понять, что высокая ключевая ставка — это надолго. Это следует из заявлений главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной на пресс-конференции после заседания совета директоров регулятора, где было принято решение повысить ключевую ставку сразу до 15% годовых.
По словам Набиуллиной, ЦБ рассматривал три варианта повышения ставки: на один, полтора либо два процентных пункта. В итоге был выбран последний вариант.
Как отметила глава ЦБ, текущая ценовая динамика как минимум вдвое превышает цель в 4%. Поэтому регулятор будет готов вновь повысить ставку, если не увидит признаков замедления инфляции.
«На последних заседаниях мы поднимали ключевую ставку ощутимыми шагами и будем готовы сделать это вновь, если не увидим признаков устойчивого замедления инфляции и охлаждения инфляционных ожиданий. Инфляция устойчиво отклоняется от 4% с 2021 года, такое длительное отклонение может приводить к разъякориванию инфляционных ожиданий и потере ориентиров экономическими агентами. Опыт показывает, что в таких условиях период поддержания высоких ставок должен быть долгим, и это отличает текущую ситуацию от двух других эпизодов сильных повышений ставки 2014 и 2022 годов. Тогда, помимо роста инфляции, мы наблюдали существенные риски для финансовой стабильности, во многом связанные с внешними причинами. На эти риски нам приходилось реагировать ставкой. После того как нам удавалось с этими рисками справиться, мы управляли ключевой ставкой, концентрируясь на задаче снижения инфляции. Отмечу, что в 2016-2017 годах дезинфляционным процессам помогала и сдерживающая бюджетная политика. Сейчас ситуация принципиально иная: мы наблюдаем инфляцию, вызванную внутренней разбалансировкой спроса и предложения, спрос растет, рост предложения упирается в ограничения, в результате рост цен ускоряется. При этом бюджетная политика на ближайшие три года остается стимулирующей. Это значит, что денежно-кредитная политика должна быть более жесткой, чтобы вернуть инфляцию к 4%. В обновленном прогнозе мы подняли траекторию ключевой ставки, средняя за ноябрь-декабрь этого года составит 15-15,2%, в следующем году — 12,5-14,5% годовых. Такая траектория ставки позволит привести инфляцию к цели к концу следующего года и закрепить ее на уровне 4% в дальнейшем».
Решение Центробанка по ключевой ставке комментирует управляющий активами Международного фонда частных инвестиций Александр Душкин:
— Лихо достаточно ЦБ поступил. Вы этого ожидали?
— Вы знаете, я думал, что будет попроще, но наш Центробанк очень сильно сфокусирован только на одном вопросе — инфляции. У нас скоро выборы, совсем скоро, по этой причине он делает все, что нужно для этой цели. Откровенно говоря, мне кажется немного диким, что при инфляции, как они говорят, 5-7% наша процентная ставка уже 14-15%, — это просто уникально. Либо у нас инфляция не такая, либо у нас самый жесткий ЦБ в мире. Я ни в коем случае не критикую главу ЦБ, потому что, на мой взгляд, она одна из самых лучших глав ЦБ для России. И все же сегодняшняя процентная ставка вызывает некое изумление, потому что уж слишком большой разброс между инфляцией, которую они называют, и процентной ставкой. То есть, может быть, нужно говорить о другой инфляции, которая у нас есть, потому что некоторые центральные банки умудряются победить инфляцию в 4% с помощью ставки 5%. А инфляция, которую обсуждают, явно не соответствует.
— Каковы последствия этого решения?
— Сейчас они могут позволять себе подобные шаги просто потому, что экономика испытывает репатриацию и индустриализацию. Это часть глобального тренда, и Россия ярко отражает эту тенденцию. Сильное состояние экономики — это репатриация и индустриализация, это мощный эффект. Повышенный спрос на рабочую силу, повышенные инвестиции предприятий, и сейчас это можно себе позволить. Но все же, если инфляция у нас на уровне тех цифр, которые они показывают, это слишком высокая процентная ставка.
— Но это, конечно, не 35%, которые в Турции были предложены. Вот до 35% турецких не доживем?
— Вот не хотелось бы превратиться никоим образом в Турцию. Потому что тот цирк, который там устраивается по отношению к собственному ЦБ, показывание на него пальцем, что он во всем виноват, постоянная череда руководителей ЦБ — это какой-то совершенно смехотворный и ужасный сценарий, и нет, ну, что вы, ни в коем случае.
— Когда ставку будут понижать, по вашим ощущениям?
— Я думаю, что итог — достаточно скоро должно это произойти, скорее всего, слишком она высока, и деловая активность в ближайшие кварталы будет в целом по всему миру замирать. Может быть, нефть будет достаточно сильной. Но я думаю, что в целом ЦБ сейчас уже продемонстрировал все, что нужно, мне кажется, уже дальше некуда. Я думаю, скорее всего, именно это мы и услышим во время пресс-конференции.
— Да, она назначена на 15:00 мск. Еще один вопрос напоследок. Рубль пошел вверх, 93 рубля сейчас стоит американская валюта. Как это в среднесрочном промежутке может отразиться на национальной валюте?
— Дело в том, что год назад Минфин мечтал о цифре 80 рублей за доллар, при нашем уровне инфляции сейчас это примерно 90 рублей за доллар. Я думаю, что мы очень близки к тем цифрам, где уже всех участников это устроит. А Центральный банк в силу задачи по инфляции просто устраивает стабильный курс. И я думаю, что мы приближаемся к этому состоянию.
— ЦБ повысил прогноз средней ключевой ставки на 2024 год до диапазона 12,4-14,5%. На 2025 год он видит прогноз 7-9%, раньше было 7-8%. Такие цифры как можете оценить?
— Я думаю, что они предполагают, что справятся с инфляционными течениями. В целом никогда не нужно относиться к этим прогнозам как к закону, это некое указание. Это некое указание, некое предположение, как они видят сегодня картину.
— Которые все потом забывают, кстати.
— Ну, конечно, так оно и работает. Так делают все ЦБ, это правильно, потому что они должны обладать видением перспективы. Вот сейчас они ее так видят. Судя по всему, она где-то такой и будет, и мы увидим уже в следующем году снижение процентных ставок.
С тем, что мало кто ожидал повышения ставки ЦБ сразу на 2 процентных пункта, согласен инвестиционный стратег УК «Арикапитал», доцент Финансового университета Сергей Суверов.
— Это удивительное решение: большинство аналитиков ожидали повышение ставки на процентный пункт, некоторые даже думали, что ЦБ возьмет паузу и посмотрит, насколько эффективно сказался предыдущий подъем ключевой ставки на экономике, на инфляции. Тем не менее ЦБ занял ястребиную позицию, все-таки Центральный банк полон решимости довести целевой уровень инфляции до 4% в следующем году, хотя это не так просто сделать сейчас. Дело в том, что индексируются тарифы на газ, на ЖКХ, тарифы на газ вырастут на 11,2% в следующем году, поэтому достаточно сложно в этих условиях удержать инфляцию. Бюджетные расходы вырастут на 16%, то есть бюджетный стимул сохранится, это создает проинфляционные риски, видимо, поэтому ЦБ решил более жестко поступить и повышать ставку более агрессивно. Я думаю, что они берут пример с Пола Уокера, легендарного главы ФРС, который в 1980-е годы прошлого века с помощью высоких ставок смог обуздать инфляцию в Америке, и этот хрестоматийный кейс достаточно часто вспоминают экономисты.
— Период высоких ключевых ставок с нами надолго? Набиуллина говорит, что в следующем году возможно снижение, если инфляция приблизится к цели 4%. Есть у вас предположения, когда это может произойти?
— Я думаю, что двузначные ставки, как и сама Набиуллина тоже говорит, продержатся в основном весь следующий год. Я думаю, что ставки будут высокими точно в первой половине следующего года, и некоторое снижение ставки не исключено только во второй половине 2024 года, если будет тренд на замедление инфляции. Но говорить о 4% пока достаточно оптимистично, думаю, инфляция будет несколько выше целевого порога ЦБ.
— Рубль на решении ЦБ укрепился. Это просто первая реакция на повышение ставки, следует ожидать отскока? Или возвращаемся к тому, что доллар около 90, а евро ниже 100?
— Рубль действительно укрепился после решения Центробанка, я думаю, что он укрепился прежде всего потому, что повышение ставки было больше, чем ожидания аналитиков, но все-таки фактор ключевой ставки не решающий для рубля, гораздо большее значение имеют цены на нефть, если они останутся высокими, то не исключено, что рубль может укрепиться и дальше, уйти примерно к 90 рублям за доллар.
Рынок повышения ставки ожидал. Однако большинство прогнозов сходились на росте в пределах 1 процентного пункта. Рубль на новости реагирует укреплением к доллару и евро.