«Победа» начала продавать авиабилеты «Долями»
Перевозчик не первый, кто решился на такой эксперимент с так называемым сервисом BNPL, что расшифровывается как buy now, pay later, то есть «покупай сейчас — плати потом». Как к этому отнесутся потребители и влияют ли такие покупки на кредитную историю человека?
Читать на полной версииАвиакомпания «Победа» запустила оплату билетов по частям через сервис «Долями». Воспользоваться им пассажир сможет при бронировании билета и допуслуг на сайте авиакомпании.
Использование сервиса не влияет на кредитную историю. Стоимость заказа разделится на четыре равные части. Первые 25% клиент вносит сразу. Остальные три платежа будут автоматически списываться с его банковской карты раз в 14 дней. Комиссия при этом не взимается. Договор подписывать не нужно. Максимальная сумма покупки ограничена 100 тысячами рублей. Авиакомпания не сообщает, установлен ли для акции
На рынке авиаперевозок в России «Победа» в этом отношении не первая. Весной 2022 года аналогичный сервис запустила компания S7. Насколько это распространено в мире и будет ли востребовано среди россиян? Комментирует главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов:
Федор Борисов главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ «В мире продажа билетов в рассрочку на самолет — это, конечно, не инновация. Но в целом это явление не очень частое, и, конечно, мейджоры, основные игроки, такой услуги не предлагают. С учетом того, что «Победа» работает в низкодоходном сегменте, я имею в виду пассажиров, это люди, которые, как правило, небольшого достатка, для них рассрочка может быть вполне интересным шагом, потому что мы видим, что рассрочка как предложение действует по очень многим товарам. И я думаю, что услуга свой спрос найдет, — с такими условиями у людей, которые раньше не могли себе позволить перелеты, появится такая возможность. «Победа», в общем, работает в правильном направлении, расширяя имеющуюся нишу».
В S7 в конце прошлого года отчитывались: средний чек покупок, оплаченных «Долями», выше, чем при оплате другими способами. Во многом потому, что «Долями» чаще оплачивают билеты
На данный момент операторы сервисов buy now — pay later не обязаны предоставлять данные в бюро кредитных историй. Так что эта информация, по идее, не входит в общее число кредитов и займов, которые есть у человека. Дискуссия о том, кто и как будет регулировать рынок BNPL, началась уже пару лет назад. Тогда ЦБ выпустил письмо, в котором не рекомендовал профессиональным кредиторам участвовать в практиках рассрочки без заключения договоров потребительского кредитования. Банк России охарактеризовал эту практику как недобросовестную и обходящую положения закона «О потребительском кредите». Тут есть риски и для кредиторов, и для заемщиков, считает начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий:
Пока сервисы BNPL работают в основном с