Авиакомпания «Победа» запустила оплату билетов по частям через сервис «Долями». Воспользоваться им пассажир сможет при бронировании билета и допуслуг на сайте авиакомпании.

Использование сервиса не влияет на кредитную историю. Стоимость заказа разделится на четыре равные части. Первые 25% клиент вносит сразу. Остальные три платежа будут автоматически списываться с его банковской карты раз в 14 дней. Комиссия при этом не взимается. Договор подписывать не нужно. Максимальная сумма покупки ограничена 100 тысячами рублей. Авиакомпания не сообщает, установлен ли для акции какой-то период действия или она будет постоянной.

На рынке авиаперевозок в России «Победа» в этом отношении не первая. Весной 2022 года аналогичный сервис запустила компания S7. Насколько это распространено в мире и будет ли востребовано среди россиян? Комментирует главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов:

Федор Борисов главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ «В мире продажа билетов в рассрочку на самолет — это, конечно, не инновация. Но в целом это явление не очень частое, и, конечно, мейджоры, основные игроки, такой услуги не предлагают. С учетом того, что «Победа» работает в низкодоходном сегменте, я имею в виду пассажиров, это люди, которые, как правило, небольшого достатка, для них рассрочка может быть вполне интересным шагом, потому что мы видим, что рассрочка как предложение действует по очень многим товарам. И я думаю, что услуга свой спрос найдет, — с такими условиями у людей, которые раньше не могли себе позволить перелеты, появится такая возможность. «Победа», в общем, работает в правильном направлении, расширяя имеющуюся нишу».

В S7 в конце прошлого года отчитывались: средний чек покупок, оплаченных «Долями», выше, чем при оплате другими способами. Во многом потому, что «Долями» чаще оплачивают билеты туда-обратно.

На данный момент операторы сервисов buy now — pay later не обязаны предоставлять данные в бюро кредитных историй. Так что эта информация, по идее, не входит в общее число кредитов и займов, которые есть у человека. Дискуссия о том, кто и как будет регулировать рынок BNPL, началась уже пару лет назад. Тогда ЦБ выпустил письмо, в котором не рекомендовал профессиональным кредиторам участвовать в практиках рассрочки без заключения договоров потребительского кредитования. Банк России охарактеризовал эту практику как недобросовестную и обходящую положения закона «О потребительском кредите». Тут есть риски и для кредиторов, и для заемщиков, считает начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий:

Максим Осадчий начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования «Это снижает прозрачность, повышает риски кредиторов. Потому что они уже не могут правильно оценить ту долговую нагрузку, которая лежит на человеке. Дошел он до той грани, когда ему уже опасно давать займы, или нет. Вот это ключевой момент. То есть сервисы BNPL относятся к теневому банковскому рынку. Это, по существу, рассрочка, которая мало чем отличается от кредита, от обычного займа. Но регулируется она совершенно по-другому. На нее не распространяется действие закона о потребительском кредите со всеми вытекающими обстоятельствами. И это плохо, в том числе и для заемщика».

Пока сервисы BNPL работают в основном с онлайн-магазинами и маркетплейсами. Там стоимость покупки для оплаты частями обычно не должна превышать лимит в 30-40 тысяч рублей.