С 2021 года в России заблокировали 167 VPN-сервисов и 84 приложения. Об этом сообщили в Центре мониторинга и управления сетью связи общего пользования. Он входит в структуру Роскомнадзора.

В 2023 году доступ ограничили к более чем двум тысячам фишинговым сайтам и более 20 центрам управления и распространения вредоносного ПО.

Много это или мало? Комментирует гендиректор облачной системы управления бизнесом S2 Андрей Батарин:

Андрей Батарин гендиректор облачной системы управления бизнесом S2 «Я бы исходил из общего количества сервисов. А общее количество неизвестно из-за того, что поднять VPN и сделать его коммерческим — история не очень сложная. Если [заблокированы] 170 из 200, из 200 самых известных, популярных и востребованных, наверное, это немало. Но я допускаю, что их сильно больше, я думаю, в два-три раза точно. Я знаю очень много случаев, когда VPN используется и поднимается для личных целей, для нужд компании, именно таких кейсов очень много. Поэтому, если мы говорим о том, что 170 популярных, наверное, это много. А если 170 из общего неизвестного количества, я думаю, что это не очень много. У меня были кейсы, что сервис блокировался, а через какое-то время он начинал работать, он переходил на новый протокол или начинал работать под новым брендом. Вся история о блокировках — это больше, наверное, тема о том, чтобы усложнять работу этим сервисам и, может быть, усложнять их жизнь, но не о том, чтобы их уничтожать и не давать существовать дальше».

Отмечается, что блокировке подверглись «и ресурсы, которые участвуют в информационных войнах против РФ, и сервисы обхода блокировок».

Эксперт по информационной безопасности, генеральный директор Phishman Алексей Горелкин подчеркивает: заблокировать все VPN-сервисы пока невозможно:

Алексей Горелкин эксперт по информационной безопасности, гендиректор Phishman «В чем нюанс? В том, что VPN — это не про обход каких-либо блокировок, VPN — это инструмент безопасности, и мы про это очень часто забываем. Это инструмент, с помощью которого ты туннелируешь свое соединение, чтобы к нему никто не мог подключиться. Это очень часто применяемый инструмент в корпоративной среде для того, чтобы предоставить дистанционный доступ каким-то корпресурсам, к примеру из дома. Поэтому заблокировать вообще все VPN не получится. Будет ли такая мера работать? Да, будет работать в плане блокировки приложений. Но будут ли они обходиться? Да, они будут обходиться, пока VPN вообще существует. То, что с помощью VPN можно обойти блокировки на конкретной территории, — это побочный эффект. Основная задача VPN, когда он создавался, — это все-таки туннелирование соединения, чтобы получать безопасный доступ к корпоративным ресурсам, находясь за пределами сети компании».

Ранее «Ведомости» со ссылкой на представителя Роскомнадзора сообщали, что ведомство с 1 марта 2024 года получит право самостоятельно принимать решение о блокировке сервисов с информацией о методах обхода блокировок. Сейчас это право закреплено за Генпрокуратурой и судами.