«Волшебные миры Уиллиама Ламберти» — так я назвала ресторан Historia. Это фантазия, сотканная из десятков фрагментов прошлого и настоящего. Это ресторан-впечатление, которого Москва еще не видела. Представьте, что режиссер Джеймс Кэмерон решил снять свой очередной эпохальный фильм, на этот раз про историю еды, и для этого договорился с Ламберти построить декорации в Москве. Долгожданный ресторан открывается для гостей 27 октября на улице Большая Никитская, дом 58.

Приветственный полукруглый бар с винтажными кубками скрывает основное пространство. Обогнув бар, ты оказываешься одновременно и в средневековом замке крестоносцев, и в пещере неандертальцев, и на далекой выдуманной планете. Две массивные головы с острова Пасхи, загадочные подвижные люстры, мох и грибы на стенах. Огромное окно-портал на потолке белоснежной бетонной гофрой напоминает что-то космическое. В ресторане 150 посадок на разных уровнях, на первом этаже намеренно создается простор, столы стоят достаточно далеко, что комфортно для разговора. Есть камерный каминный зал и графитовый зал в стиле «Игры престолов» со столом на 12 человек. Небольшой компанией человек шесть-семь «рыцарей круглого стола» можно отгородиться шторами в отдельном кабинете.

Ресторан намеренно не публикует фото интерьера и просит не фотографировать крупные планы. И я тоже не буду: каждый гость достоен права испытать чистую эмоцию и создать свое впечатление.

Для ресторана архитектура Historia феноменальна, фантастическое внимание команды к деталям, деликатно собраны культурные коды разных эпох и народов.

Официанты одеты в серые длинные жилеты с эмблемой луны и солнца, у каждого на лице белой краской нарисованы загадочные точки и линии. Когда сервис встает вместе, кажется, что ты попал в круг к жрецам.

Приветственный напиток наливают в замысловатый латунный кубок, их два вида: один изображает глаза богов индейцев майя, другой напоминает древнеславянские вышивки. Ведерко для шампанского сделано в виде очага на кованых ножках, я бы в таком развела огонь.

Когда-то тепло и безопасность стен пещеры наполнили человечество первобытным уютом и стали домом, случайная искра разожгла огонь и стала даром — главным источником поддержания жизни. Мы до сих пор любим собираться на кухне — в современном варианте пещеры. Перетертые зерна дикой пшеницы стали мукой и впечатлением от аромата первого испеченного хлеба. «Хлеба мира», — подумала я, увидев хлебную корзину в Historia: традиционные итальянские хлебные палочки гриссини, советская калорийная булочка, турецкий бублик симит с кунжутом, ломоть белого хлеба, который я ела в Штирии в предгорье австрийских Альп. К ассорти мезе подается историческая лепешка дамбо, напоминающая лепесток гигантского цветка и мусульманский полумесяц.

Historia — кухня людей, огня и традиций. Здесь мясо «на костре», «жертвенная еда викингов» рецепты Средневековья, деликатесы пиров эпохи барокко, ассорти мезе, современный фастфуд (есть даже шаверма). Осьминога сворачивают так, что он символизирует идеальные пропорции золотого сечения. Артишок раскладывают в форме лотоса.

Роскошная шестиметровая плита, произведение инженерного искусства, изготовлена по специальному заказу: вертел, очаг, печь. Поскольку я из любопытства подошла очень близко, мои волосы напитались приятным лесным дымком, как в детстве, когда мы пекли в костре картошку. Кстати, такая печеная картошка из детства тут тоже есть.

Мы перепробовали все меню, и у меня 90% попаданий в категории «вкусно», «колоритно» и «боже, тут вся история еды». Рекомендую приходить в Historia компанией минимум три-четыре человека, здесь интересно брать много «в стол» и шерить, тем более ДНК ресторанов Уиллиама Ламберти — порция должна быть большая. Вот цитаты из меню, которые я особенно рекомендую. Ассорти мезе, шедрая порция (1300 рублей). Белая фасоль с копченой паприкой и соусом из тахини (1350 рублей). Куриные сердечки на тарелке в виде топора викинга (760 рублей). Пилав из риса жасмина и орзо в лепешке роти и с какой-то волшебной сухой аджикой (650 рублей). Живой, а не маринованный, как в большинстве ресторанов, артишок (1890 рублей). Перепелка, фаршированная чечевицей и грибами, шпинатом и изюмом (1150 рублей). Кроличьи почки, куриная печень, белые грибы и домашняя пита (830 рублей). Гусиная ножка конфи, полба и корень сельдерея (1590 рублей). Карпаччо обжигают углем из печи, подают с ореховым соусом, трюфелем и зеленью с пармезаном.

В десертной карте всего несколько позиций, мое сердце покорил «Арменовил» и воздушный шоколадный мусс из горького шоколада, который подают в серебряной мороженице с шариком сливочного мороженого на основе мандаринного фреша. При подаче десерт сбрызгивается оливковым маслом с добавлением ванильного экстракта, декорируют взбитыми сливками и цедрой апельсина.

На отдельной тарелке приносят невероятные специи — как хочешь, так и смешивай между собой, а хочешь — добавляй к блюдам. В Historia вообще свобода выбора: выбираешь себе салфетки (у каждого цвета свой смысл), выбираешь ножи к мясу: с массивной деревянной ручкой или элегантный. И даже разнообразное мясо можно есть как хочешь: руками или вилкой. После бедра индейки остается на блюде огромная первобытная кость, в хозяйстве бы пригодилась, даже жалко было оставлять.

Из коктейльного меню вам точно нужен «Водопад желаний» с золотым шаром, а фразу «Мне два «Брэда Питта» официанты будут слышать очень часто, хотя внешне коктейль «Брэд Питт» больше похож на «Монику Беллуччи». Обязательно возьмите фирменный чай Historia с лепестками золота — его заваривают в необычном чайнике-олененке, это неизданная волшебная сказка.

На память вам подарят монету с тайным китайским символом, а что он значит, вы узнаете, если расскажете свою историю рождения официанту.

Три года шла стройка Historia, застали все: от пандемии до текущих событий по всему миру. Настоящая история человечества и история каждого в одном ресторане. Еще одно название в списке знаковых ресторанов Москвы.