Рыбоперерабатывающие предприятия Калининграда стали нерентабельными из-за экспортных пошлин
Дело в установленной пошлине в 7%, которая делает экспорт просто невыгодным и заставляет производителя продавать рыбные консервы ниже себестоимости. Власти Калининградской области хотят исключить рыбное производство из облагаемых пошлиной. Какие еще пути решения вопроса существуют?
Читать на полной версииПредприятия Калининграда не могут экспортировать рыбу и консервы. Они приостановили вывоз с начала октября. Все дело в гибких экспортных пошлинах, которые делают поставки нерентабельными. Звучат разные варианты — от пересмотра размера пошлин до переноса заводов в Белоруссию.
«С 1 октября мы не отгрузили ни одной машины, ни одного вагона на экспорт», — говорит в интервью газете «Новый Калининград» председатель совета директоров группы компаний «За Родину» Сергей Лютаревич. Это один из крупнейших производителей рыбных консервов в области. Дело в пошлине в 7%, которая делает экспорт просто невыгодным. Ситуация такая — рыбные заводы покупают у условных литовцев или поляков сырье, выпускают консервы и снова продают за рубеж, в Европу и дальше. Вот как раз эту цепочку новая пошлина делает невыгодной, объясняет президент Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка Виталий Корнев:
Виталий Корнев президент Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка «Например, сейчас курс 100 рублей за доллар, пошлина 7%, это означает, что для тебя курс не 100, а 93 рубля. Год назад было выгодно экспортировать по 65 рублей. В этом году более выгодно с учетом пошлины экспортировать по 93 рубля за доллар, потому что долларовая цена плюс-минус не поменялась. Есть только одно исключение из этого правила. Это если вы закупаете импортное сырье, перерабатываете и отправляете готовую продукцию. Например, это консервный завод, он покупает рыбу тюльку, дальше ее солит, коптит, укладывает в банки и продает дальше консервы. В этом случае 7% пошлины могут оказаться критичными, потому что вы сырье покупаете по курсу 100 рублей, а готовую продукцию продаете по курсу 93 рубля. Но если вы работаете на отечественном сырье, то вы стали зарабатывать на 30% больше».
Конечно, это не значит, что теперь российские предприятия вообще не экспортируют рыбу. Опрошенные Business FM представители рынка отмечают, что проблема касается пока только Калининграда за счет его обособленности, да и то не всех местных игроков, а лишь тех, кто закупает импортное сырье. Курс доллара в этом случае давит сильнее всего. Более того, много предприятий, которые вообще ничего не ловят в российских водах, а занимаются промыслом, например, в Атлантике и там же продают. Конечно, их вопрос пошлин не интересует. Другое дело — в рентабельности самого вылова. Этот вопрос сейчас волнует всех, говорит начальник отдела продаж калининградской компании «Вестрыбфлот» Владимир Божко:
Владимир Божко начальник отдела продаж калининградской компании «Вестрыбфлот» «У нас существует для вылова три вида рыбы — путассу, скумбрия и селедка. Вот путассу у нас низкорентабельная продукция. Сейчас убыточность такова, что нам лучше вообще ее не ловить, и тогда наше экономическое положение станет намного лучше. Это вообще во всех рыболовных компаниях. Вот любую тонну мы вылавливаем, мы из своего кармана достаем деньги и выкидываем на ветер. Если мы поставим флот на период, пока ловится путассу, это будет для людей потеря рабочего места на этот же период как минимум».
У калининградцев выходов из ловушки экспортных пошлин два — либо пересматривать их ставку, как надеется группа компаний «За Родину», либо переносить производство в Белоруссию. А пошлина в 7%, по словам губернатора области Антона Алиханова, оставляет местный рыбный бизнес один на один с рынком внутренним. Ставка неоправданно большая, согласен президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников Герман Зверев:
Герман Зверев президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников «Введенные экспортные пошлины оцениваем примерно в 11-13 млрд рублей только за квартал — это очень большая сумма. Для сравнения, в целом налоговые поступления от отрасли за год составляют 70 млрд. Это очень серьезный и болезненный удар, это серьезно усложняет работу для тех предприятий, которые работают на высококонкурентных рынках. Например, между Россией и Норвегией на рынке сельди и трески».
Есть и третий вариант. Власти Калининградской области хотят добиваться того, чтобы из экспортных пошлин исключили рыбную продукцию. О такой возможности ранее говорил и первый замглавы Минпромторга Василий Осьмаков, правда, не упоминая конкретно рыбу, а говоря о фармацевтике и химии. Он признал, что механизм гибких пошлин вводился чересчур быстро и еще будет пересматриваться.