В России определились со штрафами за навязывание дополнительных услуг
Закон распространяется на широкий перечень наименований, что должно порадовать потребителей. Однако на практике, по словам экспертов, нормы работать, скорее всего, не будут. Почему?
Читать на полной версииПрезидент России Владимир Путин подписал закон об ответственности за навязывание потребителям дополнительных услуг и товаров. Штраф в размере от 2 тысяч до 4 тысяч рублей — для должностных лиц и от 20 тысяч до 40 тысяч рублей — для юридических лиц.
То есть теперь, по идее, никаких страховок при кредитах и ковриков по цене самолета при покупке машин. И много чего еще, отмечает юрист по защите прав потребителей Мария Свиридова:
Мария Свиридова юрист по защите прав потребителей «В первую очередь это будет распространяться на кредитные договоры, на страхование, на приобретение недвижимости в новостройках, на приобретение машин с допоборудованием либо без допоборудования. И, конечно же, [закон] в какой-то мере затронет небольших продавцов, оказывающих услуги, салоны красоты».
На самом деле ничего навязывать покупателям нельзя было и раньше. Но это не работало. А теперь стало известно, на сколько за это оштрафуют. И именно поэтому сразу стало понятно, что работать это не будет. Что такое для автодилера штраф в 40 тысяч рублей, которые он отобьет теми же навязанными ковриками, притом что дополнительно заработает на обязательной продаже защиты картера или наоборот? Это не стимул. Да еще попробуй докажи, что тебе кто-то что-то навязывает, замечает автоэксперт Алексей Кованов:
Алексей Кованов автоэксперт «Сама формулировка «навязывание» достаточно спорная. Что считать навязыванием? Допустим, хороший, энергичный менеджер здорово, ловко, весело предлагает клиенту услугу. Это навязывание или хорошая работа? Спорный момент. Или, допустим, оформляете полис ОСАГО с расширением — получаете скидку, оформляете полис каско — скидка будет еще больше, пользуетесь кредитом — вот еще дополнительный дисконт».
Совсем принципиальные могут даже записать все на диктофон, пойти в Роспотребнадзор и так далее, но они ничего не могут сделать с тем, что дилер, например, уже сделал антикоррозийную обработку кузова. Он же не заставит ее смыть. А дилер всегда может сказать, что он не отказывает в продаже «голой» машины: «Просто таких сейчас нет. Ждите, обязательно привезем и продадим без допов. Правда, по какой цене она придет — не знаем». Сейчас это вообще не тот рынок, указывает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков:
Максим Кадаков главный редактор журнала «За рулем» «Все хорошо помнят времена, когда у нас был рынок покупателя: покупатель ходил, воротил носом и гордо уходил из салона, потому что ему не дали скидку или дали скидку 200 тысяч, а за углом давали 400 тысяч. Все гордо друг другу рассказывали, мол, я купил с такой-то скидкой, а я — с такой-то, мне еще дали зимние шины в подарок. Автомобилей было больше, чем желающих их купить, не на одну-две, а на десятки-сотни тысяч машин. Когда рынок покупателя — покупатель воротит нос. Когда рынок продавца, как сейчас, имеем другую ситуацию: продавцы делают с нами все, что хотят. Хорошо, что этот закон появился, хорошо, что он есть, но в случае с автомобильной торговлей, на мой взгляд, он не будет работать».
По словам экспертов, подкреплять свою жесткую позицию ссылкой на новый закон потребитель может пробовать в банках и в страховых компаниях, но одни начнут играть с процентными ставками, а у вторых вдруг пропадет интернет, сломается принтер или кассир «уйдет на базу». В итоге никто ни в чем не откажет, но ничего и не продаст, и не оформит. Даже в страхе потерять 40 тысяч рублей.