Зерновой контракт между Россией и Китаем: условия и перспективы
Контракт на поставку из России в Китай зерновых, зернобобовых и масличных культур на общую сумму в 26 млрд долларов был подписан в ходе визита Владимира Путина на международный форум «Один пояс — один путь». Готова ли российская инфраструктура к таким поставкам, окончательная ли цена и как соглашение такого масштаба повлияет на мировой рынок зерна?
Читать на полной версииОткроет ли Китай путь российскому зерну? Россия и Китай подписали крупнейший контракт на поставку зерновых, пишет ТАСС со ссылкой на лидера инициативы «Новый сухопутный зерновой коридор» Карена Овсепяна.
Сумма составила порядка 26 млрд долларов. Предполагается, что Россия за 12 лет поставит КНР 70 млн тонн зерновых, зернобобовых и масличных продуктов. Сделку заключили в Пекине на деловом форуме в преддверии открытия международного форума «Один пояс — один путь».
Не совсем понятно, фиксированная ли в контракте сумма и кому фиксация выгодна. Цены на зерновые могут значительно колебаться. Некоторые эксперты предполагают, что в договоре есть условия, которые делают ценообразование более гибким, учитывающим потенциальные изменения.
В чем же важность этой сделки? Комментирует директор института социально-экономических исследований Финансового университета при правительстве РФ, доктор экономических наук Алексей Зубец:
Алексей Зубец директор института социально-экономических исследований Финансового университета при правительстве РФ, доктор экономических наук «Эта сделка выгодна и интересна для России. Она позволяет наладить бесперебойный коридор поставки зерна. Есть российский производитель. Он производит какое-то количество зерна. После этого он должен иметь на рынке устойчивых контрагентов. Если вы имеете гарантированные поставки на много лет вперед, то цены по ним могут быть более низкими, что удобно и для продавца, и для покупателя. Наличие такого гарантированного и устойчивого канала поставки зерна на китайский рынок является безусловным плюсом для российского сельского хозяйства».
Неплохие возможности открываются для агропроизводителей Дальнего Востока и Сибири. Для Пекина и Москвы договор в целом — это хороший штрих в развитии отношений. Но в деньгах — это капля в море на фоне многомиллиардного импорта продовольствия Китаем, подчеркивает Алексей Зубец.
Важно следующее: раньше Россия почти не поставляла в Китай зерновые. Сообщалось, что китайские мукомольные заводы предъявляли требования к качеству, которые российские производители не могли выполнить. Теперь же, возможно, объемы вырастут многократно. Но пока это не факт.
Касательно договоренности много вопросов. Она между странами или более узкая, между компаниями? Пока все похоже на меморандум, декларацию, но не четкий документ с обязательствами и дедлайнами, предполагает главный редактор портала Agrotrend.ru Николай Лычев. Да и опять же расчет стоимости непонятен:
Николай Лычев главный редактор портала Agrotrend.ru «Если разделить количество агрокультур, которые хочет купить Китай, на количество лет, за которые он хочет это сделать, то получается примерно 350 долларов за тонну пшеницы. А Китай сейчас покупает по 320 долларов. То есть несовпадение. Мы все прекрасно понимаем, что Китай — покупатель достаточно проблемный. Он жесткий переговорщик и не будет ни за что переплачивать к рынку эти 30 долларов, а еще и захочет дисконт, как, скорее всего, получил очень неплохой дисконт на нефть, которую мы будем поставлять ему в течение многих ближайших лет. Это пока больше похоже на общие слова. Будем смотреть, что будет дальше и будет ли вообще».
С одной стороны, непреодолимых логистических трудностей при поставке возникнуть не должно. Они могут идти и по железной дороге, и по морю. Российский производитель вполне может пользоваться судами компаний из дружественных юрисдикций. Более того, зерно не под санкциями, в отличие от нефтепродуктов. Запад может быть даже заинтересован в том, чтобы Россия продавала больше зерна, снижая таким образом мировые цены.
В то же время, говорят специалисты, логистика между странами по-прежнему сложная и недешевая. Возросшие объемы взаимной торговли и так перегружают маршруты. Без модернизации инфраструктуры не обойтись.
Если говорить об объеме поставок (порядка шести млн тонн в год), то это вполне реальные цифры. Россия в этом сезоне — крупнейший мировой поставщик зерна. В прошлом сельскохозяйственном году страна поставила рекордные 47 млн тонн пшеницы. В этом, по оценкам Минсельхоза, может 34 млн тонн. Некоторые аналитики говорят и о больших объемах.