Можно ли использовать переписки в мессенджерах в качестве доказательств в суде?
В редакцию Business FM обратилась предприниматель, проигравшая суд и апелляции. По ее словам, суд принимал в качестве доказательств незаверенные скриншоты переписок из мессенджеров, а вместе с тем допустил еще множество нарушений
Читать на полной версииВ редакцию Business FM обратилась предприниматель из Москвы Татьяна Русскова. Она дизайнер, занимается пошивом одежды. Осенью 2021 года получила заказ на пошив тысячи пуховиков. Заказчик внес предоплату в 50% (около 500 тысяч рублей) и ожидал товар, чтобы продать его к зимнему сезону. Это был разгар пандемии COVID-19, Татьяна сильно заболела, долго лечилась, ее работники — тоже. Вдобавок в то же время был объявлен локдаун, предприятие вот-вот должно было закрыться. С внесением оставшейся суммы возникли проблемы, начался суд, рассказывает Татьяна:
Татьяна Русскова предприниматель«По условиям договора предоплата составляла 50%. Она была внесена, но для отгрузки [заказчик] должен был заплатить еще 35%, которые он не оплатил. Он уклонялся от приемки, от доплаты за партию товара всеми возможными способами и благополучно дождался локдауна. Мы начинаем с ним судиться — суд длился более полутора лет. Судья, которая вела это дело, неоднократно нарушила мое законное право на судебную защиту: приобщила такие доказательства, которые таковыми не могут являться. Это были простые скриншоты переписки с абсолютно непричастным к этому договору лицом. Это отдельно взятые фрагменты, возможно, даже сделанные в редакторе. То есть эта переписка не была никак удостоверена».
Татьяна в итоге проиграла суд, прошла все апелляции, дошла до Верховного суда, но все инстанции остались на стороне истца. Business FM обратилась ко второй стороне — заказчику пуховиков Артуру. Вот его версия событий:
«К моменту, когда подходили сроки, продукция была еще не готова. Мои деньги были заморожены и лежали у нее все это время. Она продолжает судиться, пишет в разные инстанции, но все инстанции уже сказали — если не ошибаюсь, мы дошли до Верховного суда, — что мы внесли аванс, не получили товар. Я с ней неоднократно созванивался, говорил, что она может продать этот товар, вернуть нам предоплату, и никакие неустойки не нужны, давайте по-мировому решим. В итоге она из принципа сказала, что не готова. У нас была договоренность, что мне к сезону важно [получить пуховики], очень жесткие сроки. То есть в ноябре надо было получить товар, чтобы его продать. В этом была договоренность. Нет, она уперлась рогом, сказала, что она считает себя правой. Хорошо, у меня другого варианта нет — мы идем в суд. Мы начинаем судиться — выигрываем все инстанции».
В итоге суд предписал Татьяне вернуть аванс, а также выплатить проценты за удержание денег, неустойки и судебные пошлины. Поначалу предприниматель не прибегала к услугам юристов, и это, как она признает, было ошибкой. Судом, по ее мнению, было допущено множество нарушений: не давали знакомиться с делом, заказчик уединялся с судом, к делу прилагали сомнительные доказательства, такие как переписки в мессенджере.
Business FM дала ознакомиться юристам с документами и жалобой Татьяны. Самым заковыристым моментом в деле выглядят скриншоты переписок. Татьяна уверяет, что они не могут служить каналом передачи юридической информации. Это не совсем так, отмечает партнер судебной практики и практики банкротства адвокатского бюро «А2» Мария Орлова:
Мария Орлова партнер судебной практики и практики банкротства адвокатского бюро «А2» «Мир развивается, происходит цифровизация. Такие каналы связи, как WhatsApp (принадлежит организации Meta, признанной в РФ экстремистской и запрещенной. — Прим. ред.) и Telegram, сейчас являются каналами связи, по которым может передаваться и юридически значимая информация. Единственное, на что можно обратить внимание: как я понимаю, была предоставлена переписка, не заверенная нотариально. Но, учитывая, что со стороны заявительницы не были предоставлены возражения в виде иной переписки, заверенной нотариально, или каких-то доказательств, опровергающих эту переписку в WhatsApp, я считаю, что в данном случае она может использоваться как дополнительное доказательство, о чем суд апелляционной инстанции отдельно в своем судебном акте и прописал. Данную переписку он принял не как основное, а как дополнительное доказательство, подтверждающее нарушение сроков поставки».
Шансов на благополучный исход для предпринимателя почти нет, говорят юристы. Если нарушения у суда были, они должны были остаться в аудиозаписях ведения заседаний. Прецеденты в удовлетворении подобных жалоб были, но вряд ли этот случай дополнит список удачных примеров. Все-таки, отмечают юристы, дело касалось не самих по себе переписок, а сорванных планов по поставкам сезонного товара, а этот факт судом был установлен.
Если вы предприниматель и вам есть что рассказать, пишите в рубрику «Бизнес говорит». Не забывайте оставлять контакты для обратной связи.