Снижение возраста подростковой преступности в последнее время требует изменения законодательства о возрасте уголовной ответственности. Такое мнение высказала партнер и руководитель уголовно-правовой практики адвокатского бюро ЕПАМ Виктория Бурковская.

«Я думаю, что для этого нужно провести серьезное криминологическое исследования. Тот возраст [уголовной ответственности], который сформулирован сейчас, базировался на исследованиях 30-летней давности», — сказала адвокат на заседании экспертного клуба имени Замятнина, посвященном теме подростковой преступности.

Бурковская напомнила, что действующее законодательство о возрасте уголовной ответственности (в России он наступает с 14 лет) разрабатывалось в 1980-е годы.

По ее словам, в настоящее время наблюдается рост преступлений, совершаемых детьми, которые младше этого возраста. «Мы видим, как 10-летние, 12-летние дети наносят многочисленные ножевые ранения, совершают групповые избиения», — сказала Бурковская.

Она отметила, что вопрос о том, кто такие дети — «ангелы, права которых нужно соблюдать, или люди, способные на совершение тяжких и особо тяжких преступлений?» — был и всегда будет дискуссионным.

«Наверное, у мамы девочки-пятиклассницы, дочери которой одноклассница в Подмосковье нанесла более 100 ножевых ранений, ответ будет второй», — заметила юрист.

Она рассказала, что сейчас наблюдается всплеск участия подростков в совершении таких преступлений как диверсия — это поджоги релейных шкафов, военкоматов. «Они имеют вирусный, пандемический характер, когда дети пишут в Telegram, им кажется, что они выражают свою позицию», — сказала юрист.

В свою очередь, директор Национального исследовательского центра наркологии Минздрава России Татьяна Клименко высказала мнение, что подросток — всегда жертва.

«Даже если несовершеннолетний совершил преступление, он всегда жертва — неправильного воспитания, безнадзорности и неправильно сформированной законодательной системы. У нас ведь семья — это самая закрытая система в мире, и в нее можно зайти, только когда уже произошла катастрофа», — отметила эксперт.

Она констатировала тенденцию роста потребления детьми наркотиков уже в школе, рассказав, по результатам тестирования детей в российских школах, в год выявляется семь сотых потребителей наркотиков. «А в одном субъекте РФ сдача мочи выявила наличие наркотиков у 7% школьников», — сообщила Клименко.