Польша близка к смене власти
Об этом свидетельствуют предварительные результаты парламентских выборов. Если не случится ничего экстраординарного, в стране будет новое, максимально ориентированное на Брюссель правительство. Но сюрпризы возможны
Читать на полной версииВ Польше 15 октября прошли парламентские выборы. После подсчета 80% бюллетеней правящая партия «Право и справедливость» получила 37% голосов. Оппозиционное объединение «Гражданская коалиция» набрало 29%, центристский «Третий путь» — 14%, «Левые» — 8%. Что эти результаты означают для Польши?
Общий процент трех оппозиционных партий позволяет им получить большинство из 460 мест в сейме и всерьез претендовать на формирование правительства.
«Право и справедливость» (или «ПиС») — это партия Ярослава Качиньского и нынешнего премьера Матеуша Моравецкого. Формально она побеждает третий раз подряд. Но есть большие сомнения, что власть останется у национал-консерваторов. Даже если к ним, как предсказывают аналитики, присоединятся евроскептики из партии «Конфедерация».
Экс-премьер и бывший глава Евросовета Дональд Туск со своей «Гражданской коалицией» набирает более четверти голосов. Велика вероятность, что в союз с Туском вступят «Третий путь» и «Левые» — и это уже заметно больше половины мест в сейме.
Комментирует независимый польский журналист Зыгмунт Дзенцёловский:
Зыгмунт Дзенцёловский независимый польский журналист «Скорее всего, эти три партии под руководством Дональда Туска будут формировать правительство и определять политику Польши на следующие четыре года. Это серьезные изменения во внутренней политике, это торжество демократии. Партия «Право и справедливость» находилась у руля восемь лет, видимо, народ устал от такой достаточно популистской националистической риторики, постоянных внутренних конфликтов. Те силы, которые одержали победу, хотят ускоренной и углубленной интеграции с ЕС, продолжающейся модернизации страны».
Явка на выборы составила 72%, это рекорд. Это голосование называли самым важным с 1989 года. Поляки решали, идти ли дальше консервативным курсом или повернуть в сторону более либеральных идей.
Вместе с выборами правящая «ПиС» объявила референдум. Граждан спросили о повышении пенсионного возраста, миграционной политике, защите границ и приватизации предприятий. Оппозиция призвала референдум игнорировать. Это удалось. Явка не достигла необходимых 50%.
И власти, и оппозиция считают, что именно они имеют право сформировать правительство. Аналитики в основном говорят, что шансов на это больше у «Гражданской коалиции» и ее союзников. Но даже соратники Туска допускают, что президент Анджей Дуда может дать возможность создать кабмин именно «Праву и справедливости» как набравшему больше всего голосов. При этом премьер-министр и правительство должны быть одобрены сеймом, где партия не сможет получить большинство даже вместе с ультраправой «Конфедерацией».
Польшу ждет несколько недель неопределенности, переговоров и политических интриг, которые при некоторых сценариях могут привести и к перевыборам. Анджей Дуда, соратник Ярослава Качиньского, будет президентом Польши до 2025 года. Он может отказываться подписывать новые законы или накладывать вето на постановления парламентского большинства, которое, судя по всему, составит сегодняшняя оппозиция. При этом сам Дуда заявляет, что готов вести диалог со всеми политическими силами. Все решится ближе к декабрю.
Главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов полагает, что, если ничего неожиданного не произойдет, власть перейдет к Туску и примкнувшим к нему силам:
За последнее время у Варшавы и Киева накопилось много разногласий. В частности, Польша не хочет пускать на свой рынок недорогое украинское зерно. Власти говорят о заботе о фермерах. Федор Лукьянов считает, что после выборов в публичном поле атмосфера в украинско-польском диалоге улучшится. Но тема зерна и фермеров, по его мнению, не исчезнет.
Что касается России, то тут все основные политические силы Польши едины в неприятии политики Москвы. Хотя Туску припоминают, как в бытность премьером он пытался наладить отношения с российскими властями.