«Наше национальное достояние»: умер композитор Геннадий Гладков
Он писал музыку к спектаклям, но прославился именно как автор песен для кино. Они звучат в фильмах «Джентльмены удачи», «12 стульев», «Обыкновенное чудо», «Формула любви», «Собака на сене» и десятках других. Гладков также написал музыку и песни к советским мультфильмам «Малыш и Карлсон», «Бременские музыканты», «Голубой щенок»
Читать на полной версииОбновлено в 18:00
В возрасте 88 лет умер композитор Геннадий Гладков, чью музыку каждый знает с детства. Вместе с Марком Захаровым он создал «Обыкновенное чудо», вместе с Василием Ливановым — «Бременских музыкантов», всего создал более 140 произведений к фильмам и спектаклям, а еще писал оперы и оперетты.
Геннадий Гладков родился в семье музыкантов. Дед аккомпанировал Лидии Руслановой. Отец — аккордеонист, баянист, солист оркестра Александра Цфасмана. Геннадий с детства любил джаз, народную музыку. Учиться музыке стал рано. Окончил химический политехникум, проработал год начальником смены на заводе, но решил вернуться к музыке. Звание народного артиста Гладков получил только в 2002-м, но песни его стали народными гораздо раньше. В мультипликацию его фактически привел Василий Ливанов. Самая известная их совместная работа — «Бременские музыканты».
В последнем фрагменте партию короля исполняет сам Гладков. «Бременские музыканты» вышли в виде мультфильма и музыкальной сказки на пластинке и тут же стали бестселлером. Деятели культуры возмущались, что авторы протащили на экран героев, подозрительно похожих на Элвиса Пресли и ливерпульскую четверку. Композитор Ростислав Бойко назвал «Бременских музыкантов» «марихуаной для детей», Наталия Сац предрекла развал стране, в которой было куплено 28 миллионов пластинок «Бременских музыкантов». Это была первая работа композитора с поэтом Юрием Энтиным. Теперь их фамилии соседствуют практически во всех учебниках для музыкальных школ. Продолжает Юрий Энтин:
Юрий Энтин поэт «Я потрясен, несмотря на то, что это было для меня не неожиданно, потому что он все-таки очень тяжело болел в течение десяти лет. Но все равно это как бы неожиданно, потому что мы с ним позавчера разговаривали, он еще собирался в Ленинград поехать, с которым у него связана жизнь была творческая, потому что для Алисы Фрейндлих и Боярского, которые играли во всех его спектаклях, он написал огромное количество изумительных песен. Так что это был для него такой родной город. Он изумительный театральный композитор, его мелодии выдержали проверку временем. Написанные 50-60 лет назад, его произведения звучат до сих пор. Совсем недавно я был на премьере «Бременских музыкантов» в Театре Моссовета, и просто поразительно звучали его песни. Конечно, это редкий случай, когда спектакль поставлен и когда зрители сидят и все подпевают вместе — и дети, и взрослые. А это как раз наше с ним самое первое произведение было, которое стало известным, сейчас уже можно сказать, культовым, как сейчас модно говорить. Его смерть не означает ничего плохого для его музыки, потому что его музыка доказала свое бессмертие».
Режиссеров Гладков притягивал тем, что умел, когда надо, хулигански соединить несоединимое — лирику и иронию. Он дружил с Марком Захаровым, много работал над его постановками в Театре сатиры и «Ленкоме». Потом именно Гладков стал автором музыки и для самых знаменитых фильмов режиссера, в том числе для «Обыкновенного чуда». Песню волшебника в нем исполнил певец Леонид Серебренников:
Леонид Серебренников певец «Когда приходишь к роялю, он всегда какие-то анекдоты расскажет, и прибаутки пошутит, и чайку нальет. Ощущение такого уюта, снималось все напряжение. Когда мы репетировали у рояля и когда записывали в студии, не было такого ощущения, когда ты сидишь, за стеклом сидит композитор или режиссер и ты поешь, весь трясешься от страха, что не получится. Здесь какая-то была удивительная легкость и желание угадать его настроение и задачу. Как-то это получалось все довольно быстро, несмотря на удивительную сложность его музыки. Взять того же волшебника, такая гармония, что ой-ой-ой. Для меня приглашение Гладкова и то, что он меня утвердил, в свое время была путевка в жизнь. По сей день эта песня является моей визитной карточкой. Это гениальность композитора, который писал не сиюминутную музыку, рассчитанную на своих современников, а на будущее».
В том, что работать с Гладковым было в радость, согласен музыкант Сергей Мазаев. Он участвовал в озвучке фильма «Бременские музыканты», который выйдет в кинотеатрах в ближайшие новогодние праздники:
Сергей Мазаев музыкант «Вы знаете, когда я получил приглашение озвучить там маленькую роль, для меня это была большая честь, если честно. Вы понимаете, что я вообще советский мальчик, вырос на всех этих мифах, которыми мы пропитаны, один из них «Бременские музыканты» — это был один из самых центровых мультфильмов, с замесом рок-н-ролла. Гладков вообще был композитор передовой, получались мелодии именно в современном тому времени ключе. Когда меня пригласили, я приехал на «Мосфильм» на эту озвучку, мы записывали в студии и вместе с Геннадием Гладковым стояли у микрофона. Это был единственный случай в жизни, когда мы с ним пересеклись, когда я его видел. Он был молодой, я чувствовал его задор молодецкий, он очень был человек приятный в общении. Я не общался с ним никогда больше, но это впечатление у меня осталось. Это наше культурное наследие, контент, который составляет понятие родины. Как бы далеко мы ни находились, мы все равно, услышав песню Геннадия Гладкова, возвращаемся мгновенно на родину, в свое детство, юность. Геннадий Гладков — это наше национальное достояние».
Сам Геннадий Игоревич говорил, что единой формулы создания хитов не существует. Но, так или иначе, почти все его произведения стали хитами.