Строительная 3D-печать: там, где сначала рождалось любопытство, теперь рождается бизнес
Первый целиком напечатанный российский дом датирован 2017 годом. Прошло семь лет, и вот в следующем году в стране появится производство с расчетом на создание двух тысяч домов в год, напечатанный современный гостиничный комплекс и нормативная база для массового применения 3D-принтеров в стройке
Читать на полной версииНа днях власти Татарстана заявили о планах разработать нормативную базу для 3D-печати в стройке. Как сообщает РБК Татарстан, в 2024 году здесь введут в эксплуатацию один из первых проектов, напечатанных на 3D-принтере, опыт его реализации и предполагается взять за основу при создании общероссийских правил.
Россия постепенно приходит к признанию потенциала печатного строительства, но нормативов, позволяющих говорить именно о массовом применении 3D-принтеров, пока нет. «Есть различные госстандарты и разрешительные документы, которые не дают возможности применять технологию массово, надзорные органы, насколько я знаю, такой проект не согласуют. Но его можно применять в частном домостроении, в жилых помещениях и при создании малых архитектурных форм», — заявил РБК Татарстан директор производства пятиосевых 3D-принтеров компании «Воплощение» Сергей Сарапулов.
«В России есть проекты нормативных документов. Сложности, на наш взгляд, связаны в первую очередь с необходимостью проведения большого количества НИОКР, на основе которых разрабатываются национальные стандарты», — добавила директор компании «АСТ ЛАБ» (стартап по разработке и внедрению специализированного состава мелкозернистого бетона для аддитивных технологических процессов в строительстве методом 3D-печати) Лилия Зиганшина.
Вообще самой идее 3D-печати, авторство которой принадлежит Томасу Эдисону, сто лет в обед, а первую машину для быстрой заливки бетона в США продемонстрировали в 1946 году. За прошедшие десятилетия технология, во-первых, заметно усовершенствовалась и добралась от отметки «полноценная 3D-печать домов по индивидуальным проектам», а во-вторых, получила широкое распространение. В России к ней тоже подступались и так, и эдак, и считается, что первый целиком отпечатанный (а не собранный из напечатанных панелей) дом появился у нас почти семь лет назад. Дело было в подмосковном городе Ступине, где при помощи строительного принтера Apis Cor родился 38-метровый объект, создание которого заняло чуть меньше трех месяцев, с декабря 2016 по февраль 2017 года.
Тогда казалось — не более чем технологическое развлечение для заскучавшего девелоперского ума. Но постепенно строительная 3D-игра начала набирать силу, и вот уже напечатавшая несколько домов компания Smart Build заявляет, что устала закупать смеси у московских производителей и в следующем году открывает на Ставрополье собственное производство. Как подчеркивает телеграм-канал «Базис. Недвижимость», предприятие, в создание которого вложат около 50 млн рублей, начнет выпускать около 400 тысяч мешков сухих смесей ежегодно. В дальнейшем планируется развернуть производство премиксов с расчетом на возведение более двух тысяч (!) домов в год.
А в расположенном в Тульской области экопарке «Ясно поле» вскоре появится целый напечатанный на 3D-принтере современный гостиничный комплекс, который его авторы называют одним из первых, возведенных по такой технологии не только в России, но и во всем мире. Идея «гостиничной печати» пришла в голову основателю экопарка Дмитрию Черепкову года три назад и так его захватила, что он стал партнером — учредителем проекта по производству самых современных 3D-принтеров. Да еще и уговорил заняться разработкой облика нового отеля главную звезду российской деревянной архитектуры Тотана Кузембаева, который, пожалуй, как никто умеет создавать мягкие строительные объемы и органично вписывать их в природный ландшафт.
Первые два дома практически уже готовы (точнее, готовы их стены, а отделка еще предстоит). В ближайшее время будут напечатаны еще пять домов самых разных форм, а всего их запланировано 30. В самых крупных зданиях будут располагаться 15 номеров, спа-зоны, помещения, оборудованные для различных занятий, и так далее. Словом, после завершения строительства в «Ясно поле» появится настоящая 3D-деревня, которая сможет принимать около 400 посетителей одновременно.
Этот проект, пусть далеко не первый и не единственный из печатных, все-таки является для российского рынка знаковым сразу по нескольким причинам. Во-первых, здесь применяются 3D-принтеры нового поколения, способные создавать объем непосредственно в момент печати. Это значит, что из технологического процесса убираются требующие постоянной промывки шланги, по которым подается смесь, технология становится более стабильной, появляется возможность печатать дома куда больших размеров и куда более сложных форм, и все получается хоть немного, но дешевле. (Пока, по оценкам Дмитрия Черепкова, печать недешева — ее стоимость начинается с 5 млн рублей за 100 квадратных метров).
Во-вторых, смесь бетона, арболита и ряда других материалов, из которой построены и строятся дальше первые дома будущего гостиничного комплекса, конечно, неплоха: за счет такого сочетания достигается отличная теплоизоляция, пожароустойчивость и паропроницаемость. Но это далеко не единственный микс, который планируется использовать: в планах яснопольских экспериментаторов попробовать и глину, и деревянную щепу, и много чего еще. Так что фактически строительная площадка является одновременно полигоном, причем не только технологическим, но еще и дизайнерским: авторы проекта приняли решение не прятать стены за слоем штукатурки и оставить открытой их слоистую напечатанную структуру, что будет только подчеркивать уникальность отеля.
Наконец, в-третьих, это одно из немногих, если не первое в России обращение к 3D-печати для того, чтобы создать не просто хайповый опытный образец, а здания для реально работающего бизнеса. По мнению Дмитрия Черепкова, пока напечатанные дома вряд ли будут популярны для покупки и постоянного проживания — слишком необычно, слишком необкатанно, да еще и дороговато. А вот на несколько дней стать хозяином объекта, который восхищает и удивляет, наверняка захотят многие, поэтому именно в туристической отрасли у напечатанных зданий самые серьезные перспективы, считает эксперт. CEO PR и консалтинговой компании SEA Company Андрей Шемякин с этим согласен, правда, с оговорками.
Андрей Шемякин CEO PR и консалтинговой компании SEA Company «Сегодня действительно наблюдается тренд на загородный отдых в коттеджах, глэмпингах или барнхаусах. Появление нового формата, такого как дом в 3D-печати, хорошо впишется в этот тренд, но говорить, что сам по себе он начнет генерить трафик из желающих пожить в таком доме, преждевременно. Важно понимать, что востребованность таких домов в туристической сфере сильно зависит от инвесторов, которые соберутся размещать на своей территории столь инновационные здания. А для инвесторов, конечно, немаловажным критерием является износостойкость конструкций при эксплуатации в реальных российских климатических условиях, а также стоимость домов. В случае если их стоимость будет на 20 и более процентов ниже традиционных вариантов, а технические характеристики как минимум не будут уступать классическим аналогам, формат может стать популярен. Время производства такого дома тоже важно, но это не настолько критично, как первые два фактора».
Ну а если все-таки вернуться с туристического рынка на рынок недвижимости: как оценивают перспективы строительной 3D-печати его игроки? Видят ли возможности ее применения в создании загородных коттеджей, возведении городских многоэтажек, реставрации исторических зданий? Считают ли, что содержание и обслуживание напечатанных домов имеет какие-то кардинально важные особенности, тормозящие или, напротив, стимулирующие развитие направления? Об этом в следующий раз.