Комиссия за оплату картами Visa и Mastercard: пример Wildberries может стать заразительным
Эксперты говорят, что в нынешней ситуации у компаний нет законодательной обязанности принимать карты американской и европейской платежных систем, и не исключают, что другие маркетплейсы тоже могут ввести комиссию. Тем не менее Генпрокуратура уже инициировала проверку в отношении Wildberries
Читать на полной версииОбновление: Wildberries отменит комиссию при оплате картами Visa и Mastercard.
Wildberries ввела комиссию 3% за оплату картами Visa и Mastercard. Этим тут же заинтересовалась Генпрокуратура. Проверка, которую назначило ведомство, будет проходить с участием Центробанка и Роспотребнадзора. Заодно прокуроры пообещали проверить взимание с покупателей платы за возврат товаров. В Wildberries утверждают, что к проверкам готовы: им есть что ответить прокурорам, и закон маркетплейс не нарушает. Но интереснее всего здесь позиция, которую заняли конкуренты Wildberries.
Из-за того, что Visa и Mastercard ушли из России, расчеты по их картам проводятся через Национальную систему платежных карт. Пластик Visa и Mastercard работает (причем даже после истечения срока действия карты) только потому, что в НСПК решили не осложнять еще больше жизнь россиянам, когда американская и европейская платежные системы отказались от работы с российским рынком, и разрешили пользоваться иностранными картами и дальше.
Многие с тех пор перешли на «Мир». А многие не перешли. Точной статистики нет. Но при этом все равно непонятно, почему именно за платежи с карт Visa и Mastercard Wildberries вдруг решила брать комиссию в 3%. На прямой вопрос Business FM в пресс-службе маркетплейса ответили голосовым сообщением от директора по развитию финансовых и платежных сервисов Wildberries Дмитрия Колесникова:
Дмитрий Колесников директор по развитию финансовых и платежных сервисов Wildberries «Изменение условий оплаты на Wildberries картами международных платежных систем обусловлено особенностями операционно-технологического процесса приема платежей по ним».
То есть не ответили. А уточнить что-то у голосового сообщения невозможно. Поэтому рассуждают эксперты. Если коротко, суть их комментариев сводится к тому, что Wildberries пытается переложить расходы на эквайринг на плечи потребителя. Комиссия, которую банк выставляет маркетплейсу, зависит не от платежной системы (тем более что в России она вообще для всех одна) и не от того, в каких банках обслуживаются клиенты площадок. Здесь важно, как конкретный банк-эквайер договорится с конкретным маркетплейсом. Продолжает старший проектный лидер Frank RG Анна Стогниенко:
Анна Стогниенко старший проектный лидер Frank RG «Банк-эквайер устанавливает ему личную ставку, которая зависит не от карточек, которые у него принимаются, а от его вида деятельности, от маржинальности бизнеса и от рисков мошенничества. В интернет-торговле самый высокий риск мошенничества и платежей, которые могут быть опротестованы, поэтому в интернет-трейдинге, в интернет-эквайринге комиссия самая высокая. 2-3% — это стандартная величина комиссии. Понятно, что Wildberries является крупным маркетплейсом и пытается продавить себе маленькую комиссию за эквайринг. Но нет».
И Wildberries пытается переложить эти расходы на покупателей. Но многие эксперты считают, что это будет продолжаться, что называется, до первого хорошего юриста. Комментирует финансовый эксперт, автор телеграм-канала CardReview Андрей Чирков:
Андрей Чирков финансовый эксперт, автор телеграм-канала CardReview «Я ожидаю, что клиенты подадут жалобы в Роспотребнадзор, в суды, может быть, и добьются компенсации от Wildberries. Помимо нарушений правил платежных систем, это нарушение закона «О защите прав потребителей», который напрямую запрещает продавцу увязывать стоимость товара с выбором средства платежа. Тут, правда, есть нюанс: Wildberries сейчас при оплате электронным средствами платежа предлагает клиенту согласиться с офертой Wildberries банка, как бы клиент выбирает себе в качестве уполномоченного посредника по проведению платежа Wildberries банк, который взимает якобы эту комиссию».
Юрист ожидает, что именно с этим площадка будет выступать в судах. Мол, это не мы, маркетплейс, жадные, это жадный Wildberries банк.
Интересно в этом разрезе выглядит позиция, озвученная президентом Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артемом Соколовым. Он отметил, что обязанности принимать карты, выпущенные Visa и Mastercard, у российского бизнеса нет, а любой эксклюзивный способ оплаты, который требует с точки зрения технологии обслуживания повышенных издержек, абсолютно обоснованно может обходиться лицам, его использующим, дороже, чем оплата национальными платежными инструментами.
Другими словами, коллеги Wildberries по цеху площадку не осуждают. Если вдруг в судах у Wildberries что-то получится, вероятно, комиссии могут повысить и все остальные маркетплейсы. А может быть, они и судов дожидаться не будут.
Но это не значит, что клиентам нужно переплачивать эти 3%. Для того чтобы не платить никаких комиссий, даже тем, кто до сих пор пользуется картами Visa и Mastercard, достаточно просто выбрать другой способ оплаты в приложении или на сайте маркетплейса. Это может быть система от конкретного банка или общая для всех СБП.