В четверг, 12 октября, после череды кинофестивалей в широкий прокат выходит дебютная драма «Клетка ищет птицу» Малики Мусаевой.

Режиссеру 31 год, она ученица сокуровской Кабардино-Балкарской мастерской. Позже окончила магистратуру в Гамбургской медиашколе. Первоначально у нее была идея снимать фильм о чеченских беженцах в Европе. Она подавалась на финансирование, но ничего не получалось. Тогда режиссер Александр Сокуров предложил запуститься через его фонд «Пример интонации». Также была финансовая поддержка Романа Абрамовича.

«Клетка ищет птицу» — дебютный полный метр Мусаевой. Сама режиссер говорит: это фильм о несвободе, невозможности выбирать свою дорогу и взгляды. Главные героини — две девушки, живущие в селе и мечтающие после школы уехать в город. Хочет уехать и старшая сестра одной из героинь, но ее удерживает маленький ребенок. Женщина хотела бы развестись, но опасается, что ей придется расстаться с сыном. Продолжает Александр Сокуров, который выступил художественным руководителем проекта:

Александр Сокуров режиссер «Абсолютно художественное произведение, на мой взгляд, не имеющее никаких социально обостренных корней. Это история жизни женщин или даже, скажем так, одной сельской чеченской семьи, у которой есть традиционные для Чечни, а может быть, и для мусульманского мира особые проблемы. Кинематограф в этом чеченском секторе не развит, хотя Министерство культуры выделяет большие деньги для как бы развития этого. У Малики было много вариантов монтажа, что говорит о том, что она молодой, но очень вдумчивый и профессиональный, самокритичный мастер. По-моему, было шесть вариантов монтажа. Я горжусь ею».

Перспективы российского проката этого фильма изначально называли туманными. В январе картину «Клетка ищет птицу» впервые показали на Берлинском фестивале. И это был первый фильм на чеченском, который туда попал. Далее фильм получил главный приз кинофестиваля в итальянском городе Лукка. Это награда в размере 3 тысяч евро. В России на фестивале «Дух огня» в Ханты-Мансийске этот фильм получил сразу три приза: главный, за лучшую женскую роль и за операторскую работу. Действительно, какие-то кадры этого кино — словно фотокартины. Вот что говорит оператор фильма Дмитрий Наговский:

— Малика нашла деревню, в которой жили такие замечательные люди. Часть из них — это родственники тех, кто живет в деревне, они жили в Чечне. Мы снимали в Ингушетии, это чеченская деревня, которая находится прямо на границе. История отношений Александра Николаевича Сокурова и чеченских властей известная. Нам никто не угрожал прекратить съемки нашего фильма. Я, по крайней мере, об этом не знаю.

— Были ли вы на показе на Берлинале? Как там картину приняли?

— Приняли хорошо. Вопросы были вполне себе про кино. Мне рассказывали, что немцам довольно сложно будет в принципе понять этот фильм без контекста. Я думаю, что не только немцам. Но как будто бы все было хорошо.

Когда на одном из российских фестивалей зрители хотели вручить приз Хадиже Батаевой, исполнительнице главной женской роли, выяснилось, что актриса из Ингушетии не сможет получить награду, а возможно, даже никогда не узнает о ней. Девушка из-за запрета родственников прекратила контакты со светским миром, ходит в хиджабе и отказывается общаться со своими коллегами из киноиндустрии.