Технологии информационного моделирования: применение обязательно, но не все понимают зачем
С июля 2024 года российские девелоперы и технологии информационного моделирования должны будут стать неразлучными. Однако по-прежнему не все застройщики и подрядчики готовы к болезненной для бизнеса переналадке существующих процессов
Читать на полной версииТекущий объем рынка облачного программного обеспечения, используемого для технологий информационного моделирования в жилищном строительстве, оценивается в 400 млн рублей, но после полного перехода отрасли на ТИМ и увеличения числа профильных сотрудников в девелоперских компаниях он может вырасти до 1,2 млрд рублей. Такие данные директор цифровизации жилищной сферы «Дом.РФ» Александр Лукьянов привел на международном строительном форуме и выставке 100+ TechnoBuild в Екатеринбурге.
Отчасти столь оптимистичные прогнозы основываются на интересе застройщиков к собственной разработке «Дом.РФ» — ТИМ-платформе «Цифровой контроль строительства»: за первую же неделю после вывода в промышленную эксплуатацию на нее поступило более 50 заявок. Ну а дальше объем запросов (в адрес не только «Дом.РФ», но и всех заслуживающих доверия разработчиков), скорее всего, будет только нарастать, поскольку с июля 2024 года российские девелоперы и технологии информационного моделирования должны будут стать неразлучными. Сейчас в процессе обсуждения находятся новые национальные стандарты Единой системы информационного моделирования (ЕСИМ), призванные обеспечить единство подходов к разработке и применению информационных моделей.
Правда, по результатам опроса межотраслевой ассоциации саморегулируемых организаций в области строительства и проектирования «Синергия», которые содержатся в материале «Известий», на сегодня только 7% застройщиков в полной мере используют BIM (по большей части это касается крупных городов и мегапроектов), а по статистике компании Renga Software, всего 10% тендерной документации включает пункт о необходимости 3D-моделей.
А вот показатели, которые озвучил на днях вице-президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Мороз:
«Обязательное применение технологии информационного моделирования при выполнении госзаказов на строительство и реконструкцию капитальных объектов введено с 1 января 2022 года. Проведенный НОСТРОЙ анализ контрактов на проектирование, заключенных после этой даты, показал, что в январе 2022-го больше 90% из них не предусматривали использование ТИМ. Сейчас число контрактов, в которых не содержится требование к наличию информационной модели, сократилось в три раза, и тенденция к снижению сохраняется. Вместе с тем хочу обратить внимание на низкий уровень применения цифрового моделирования на следующих после проектирования этапах реализации проектов. Из 1779 попавших в мониторинг проектов с использованием ТИМ более тысячи из них потеряли цифровую модель на этапе «Проектирование завершено», а к этапу «Строительство» ее сохранил только 41 проект, что составляет 2,3%».
Сегодня уже никто не спорит с неизбежностью и объективной необходимостью цифровизации стройки, продолжает эксперт. «У нас есть отличные примеры Санкт-Петербурга и Татарстана, наглядно убеждающие, что с цифрой можно и нужно работать. Но есть и данные, говорящие о замедлении процесса в регионах. Очень важно избежать формального подхода, который в конечном итоге вытолкнет компании из конкурентной среды. Переходные периоды окончены, нужно вести эту работу не «для галочки», а осознанно, в соответствии со стратегическими целями строительства», — призывает Антон Мороз.
В общем, выходит, что запланированный и объявленный обязательным переход на BIM/ТИМ пока выглядит задачей крайне сложной. И кажется, что самый большой «затык» здесь должен быть у региональных девелоперских компаний, которые принято относить к разряду некрупных, называть не слишком продвинутыми и считать не слишком финансово и кадрово обеспеченными.
Впрочем, директор дивизиона BIM компании АСКОН Дмитрий Демин предлагает, чтобы не заблудиться в терминах, для начала определиться, кто же такой этот «некрупный застройщик». «Воспользуемся общеизвестным порталом erzrf.ru и увидим, что, например, компания ЛСР, занимающая третье место, строит 2,3 млн квадратных метров жилых и коммерческих помещений, тогда как застройщики, замыкающие первую сотню рейтинга, строят лишь в десять раз меньше. То есть важно понимать, что так называемые некрупные застройщики — это коммерческие компании с внушительным финансовым оборотом и сложными технологическими процессами. От степени автоматизации и оптимальной адаптации этих процессов и зависит успешность застройщика», — подчеркивает эксперт.
Дмитрий Демин директор дивизиона BIM компании АСКОН «BIM/ТИМ берут на себя функцию по автоматизации части процессов застройщика. Наиболее востребованные результаты автоматизации — организация работы и контроль подрядчиков, получение достоверных данных об объемах работ и материалов, получение максимально точных смет. Это то, что на поверхности. Если углубиться, можно найти еще ряд очевидных преимуществ, от большей эффективности при работе с госэкспертизой до маркетинговой составляющей — повышения привлекательности у заказчиков. О минусах говорить не совсем корректно, скорее о неудобствах, сопровождающих застройщика при внедрении BIM/ТИМ. Прежде всего неудобства связаны с перестроением процессов: необходимо заставить себя работать по-новому. Это непросто, а при неверном подходе чревато кадровыми изменениями и потерей прибыли на начальном этапе внедрения. Мне кажется, что об этом важно и необходимо говорить. Однако, определив цели внедрения и четко распределив задачи, эффекта можно добиться в весьма короткий промежуток времени. BIM/ТИМ существуют в мировой практике уже более 30 лет, за это время проведено немало исследований об эффективности технологии, все эти данные есть в свободном доступе, как и рекомендации, и BIM-стандарты. Застройщик может самостоятельно собрать команду BIM-специалистов, может обратиться к интеграторам с большим опытом, а может использовать гибридную схему».
BFM.ru спросил региональных игроков, какие плюсы и минусы они видят в использовании технологий информационного моделирования и как в целом оценивают готовность девелоперов своего региона к переходу на BIM/ТИМ. Из ответов следует, что по-прежнему существует гигантский разрыв между проектировщиками и застройщиками и их подрядчиками. Первые переходят на ТИМ, видя перспективу и осознавая, что получиться может не все сразу. Вторые не просто тормозят, но часто вообще не понимают, зачем нужна болезненная для бизнеса переналадка существующих в стройке процессов.
Кристина Егорова, руководитель проектов компании «Терминал-Ресурс» (город Санкт-Петербург)
«Для нас плюсы ТИМ заключаются в более четкой и удобной структуризации процессов компании в сочетании с их информатизацией. Все это позволяет оптимизировать работу смежных отделов, настроить нужную автоматизацию типовых решений, минимизировать ошибки, возникающие из-за влияния так называемого человеческого фактора, а также сделать процессы более прозрачными и управляемыми. Получается, что сложные информационные технологии позволят упростить всю нашу работу. А учитывая возможности 3D-моделирования, мы сможем перейти на более качественный уровень проектирования и строительства наших объектов. Минусы перехода на ТИМ: как и все новое, что внедряется в процессы работы компании, ТИМ требуют временных и финансовых вложений, а также наличия квалифицированных сотрудников, которые сейчас в дефиците на рынке труда. Также важно отметить, что в настоящее время отсутствует понимание, как при использовании информационных технологий все будет работать во взаимосвязи между строительными компаниями и государственными органами власти. В нашем регионе систематически проводятся опросы по готовности перехода на ТИМ. Также со стороны власти города и разработчиков программного обеспечения инициируются различные встречи и мероприятия для обмена опытом и мнениями между строительными компаниями. Основные застройщики в нашем регионе уже хорошо проработали вопрос по внедрению ТИМ в части проектно-изыскательских работ, а вот в отношении строительно-монтажных работ использование ТИМ не так распространено. Это связано с неготовностью подрядных организаций, работающих «по старинке», и не до конца сформированным ими пониманием механизмов ТИМ в своей деятельности, так как для них переход на ТИМ требует решения задач более широкого спектра в части функционала».
***
Ришат Сабиров, заместитель директора по техническим вопросам компании «Домкор Проект НЧ» (город Набережные Челны)
«Несомненно, плюсы и перспективы здесь есть, однако, чтобы их достичь, необходимо проделать огромнейший путь, пересмотреть все имеющиеся процессы, трансформировать их. Конечно, очень радует, что за эти вопросы взялось государство, но пока что кроме как «моральной» поддержки ничего не ощущается. Если говорить о плюсах, то это скорость проектирования, снижение количества ошибок, возможность быстрого принятия решений в тех или иных ситуациях. Но опять же, это только тогда, когда все работает как часы. У нас есть конкретный практический опыт использования ТИМ, и мы запускали огромные пилотные проекты с большими финансовыми и трудовыми затратами. Используемое программное обеспечение мы хотели применить сразу на всех разделах проектирования. Но спустя время пришли к выводу, что то или иное ПО нужно применять в том разделе, под который оно «заточено». Охватить все и сразу одним продуктом не получится. Сейчас мы идем по новому пути, совмещая несколько программных продуктов, «взяв лучшее» от каждого. Если говорить в целом о регионе, то в проектных организациях, наверное, процесс идет более-менее легко. Проектировщики в своем большинстве — люди, всегда пробующие и ищущие что-то новое, это один из необходимых навыков в их профессии. Здесь самое главное — правильно поставить цели, задачи и иметь правильный настрой. Конечно, будет не все сразу, но проектные организации, думаю, готовы к этому и понимают, зачем им это. А вот в части строительно-монтажных работ все не так просто: пока не все понимают, какая польза будет от ТИМ, да и вся строительная цепочка содержит огромное количество сотрудников. Думаю, здесь все будет намного сложнее, и это затянется не на один и не на два года. Главным образом распространение ТИМ тормозит время, точнее, его отсутствие. Девелопер прежде всего решает свои основные задачи: запроектировать больше, построить быстрее, сдать дом раньше срока. Во всей этой гонке остается мало времени на внедрение чего-то нового, на изменение бизнес-процессов. Со своей стороны скажу, что основным тормозящим фактором я считаю отсутствие стандартизации, поскольку сегодня каждый застройщик, каждая проектная организация идет своим путем, набивает шишки, пробует все заново, где-то что-то упускает, что-то ставит в меньший приоритет».
Исключения только двух этих факторов будет достаточно, чтобы механизм запустился, чтобы ТИМ внедрялись быстрее, уверен эксперт. «Кроме того, отсутствие кадров, людей, которые смогли бы внедрить и настроить все в организации, — большая головная боль. Ну и дополнительная финансовая помощь со стороны государства, конечно, была бы не лишней», — признается Ришат Сабиров.