Израиль активировал так называемый пункт 40-Алеф основного закона страны. В последний раз он вводился в действие во время войны Судного дня в 1973 году, когда Египет и Сирия напали на Израиль. Тогда это угрожало существованию еврейского государства. Ранее премьер Израиля Биньямин Нетаньяху заявил, что начинает именно войну против радикальных палестинских группировок в секторе Газа. 7 октября оттуда были нанесены ракетные удары по южным и центральным районам Израиля. До тысячи боевиков на грузовиках и парапланах проникли на территорию Израиля. В ответ Армия обороны Израиля объявила о начале операции «Железные мечи». Как это повлияет на обстановку в мире в целом?

Изменился характер войны. С помощью самодельных ракет из стальных труб и дронов-камикадзе, которые клепают в подвалах, в буквальном смысле «боевики в тапках» могут парализовать жизнь на порядок более технологически развитого государства с армией, оснащенной дорогостоящим оружием. Впрочем, судя по всему, у ХАМАС также появились и ПЗРК, и противотанковые средства. Как это все оказалось в таком количестве в анклаве, где полно информаторов израильской разведки, — отдельный вопрос. Получается, что в цифровом мире, где все прослушивается и просматривается, возможен и «новый Перл-Харбор», и «новое 11 сентября» одновременно. Терроризм по-прежнему не по зубам современным государствам.

Нынешний кризис мог быть инспирирован Ираном, который не устраивает перспектива нормализации отношений Израиля и Саудовской Аравии, его давнего соперника, по каковому пути две страны шли при посредничестве Вашингтона. Иран мог стоять за поставками оружия ХАМАС, поддержав его с первых минут атаки на Израиль. Еще более масштабно Иран поддерживает ливанскую «Хезболлу», которая готова начать войну против Израиля с севера. Это гораздо более серьезная военная сила, эффективно показавшая себя в Сирии на стороне режима Башара Асада.

Вашингтон утверждает, что не видит признаков причастности Ирана к атакам ХАМАС. Признать это для администрации Байдена означало бы расписаться в катастрофическом провале. Ведь именно он разрешил недавно разморозить 6 млрд долларов иранских авуаров в рамках сделки по обмену заключенными. Белый дом уверяет, что пока они не потрачены. Однако в оппозиционной Республиканской партии могут думать иначе. Демократов республиканцы обвиняют, как раньше обвиняли Обаму, в недостаточной поддержке Израиля. Получить мощную оппозицию в канун выборов в лице произраильского лобби — для демократов так себе перспектива.

В случае затягивания кризиса мировая информационная повестка переключится на Ближний Восток — наряду и даже вместо Украины. Тем более что речь идет о более масштабных потерях среди мирного населения. Кадры жесткого обращения с заложниками со стороны ХАМАС расходятся по миру. Затем пойдут видео жертв среди палестинцев после ответных ударов Израиля. Большая мусульманская диаспора в Европе встретила террор ХАМАС ликованием. Это чревато серьезным кризисом, в том числе террористическим, уже в Европе.

Сочувствие к палестинцам велико во всем мире. Многолетняя военная угроза на Ближнем Востоке имеет в основе не только вековую религиозную вражду между арабами и евреями, но и нерешенный палестинский вопрос. Есть угроза перерастания еще и украинского кризиса в такой же неразрешимый с горизонтом в десятилетия. Разговоры про надобность завязывать с войной на Украине на фоне пока безрезультатного для ВСУ контрнаступления могут теперь получить на Западе новый импульс. Особенно если встанет выбор — кому помогать.

Израилю будет тяжело воевать на два фронта — еще и против «Хезболлы» на севере. Даже провести наземную карательную операцию в самом секторе Газа. Сдерживающий фактор — сотни заложников (говорят о цифрах от 100 до 700 человек) в руках исламистов, включая женщин и детей. В случае начала операции в Газе их могут начать убивать, транслируя это на весь мир. Чем дольше будет затягиваться война, тем больше шансов на вовлечение других сторонних сил.

Так ослабеет ли поддержка Западом Украины, особенно в случае разрастания войны на Ближнем Востоке? Если по мере быстрого исчерпания собственных сил ХАМАС получит подпитку в лице боевиков-исламистов со всего света или подключения к конфликту военной силы на государственном уровне, скажем, Ирана? Пока признаков чего, впрочем, нет.

В краткосрочном плане Израиль не нуждается в оружии и деньгах. В чем он может объективно нуждаться через какое-то время, так это в реальной военной поддержке в виде войск своих союзников, включая американцев. Однако такой сценарий пока видится фантастическим. Не те времена. Нынче все любят воевать чужими руками. Выбор между Израилем и Украиной, если говорить именно о краткосрочном плане, для Запада не стоит. Появилась даже публикация в британской The Telegraph со ссылкой на источники в администрации Байдена, что Белый дом хочет запросить у конгресса аж 100 млрд долларов для Украины. Так, чтобы до президентских выборов закрыть этот все более дебатируемый вопрос. Насколько британская газета выдает желаемое за действительное, большой вопрос — ведь недавно конгресс отказался утвердить пакет в 24 млрд долларов для Украины. Пока не верится, что палата представителей, где большинство у республиканцев, согласится на такую сумму даже вне зависимости от событий на Ближнем Востоке.

Чисто теоретически возможен, правда, еще один поворот. А именно развитие уже наметившегося сюжета о том, что, дескать, распространение хаоса по всему миру на руку Владимиру Путину, который тем самым хочет отвлечь внимание Запада от Украины. Будет неудивительно, если через какое-то время появятся публикации или даже политические заявления о том, что Россия сговорилась с Ираном, чтобы разжечь войну на Ближнем Востоке. Такой информационно-пропагандистский поворот может помочь дальнейшему ужесточению и мобилизации Запада, прежде всего США, чтобы дать отпор врагам западной цивилизации по всем фронтам — что на Украине, что на Ближнем Востоке. И это уже будет преддверием непосредственно новой мировой войны.