«Израильское 11 сентября и Перл-Харбор»: обзор зарубежной прессы по событиям в Израиле
ХАМАС в настоящее время удерживает до 100 израильских заложников, переговоры по их освобождению проходят при посредничестве Египта. В самом Египте полицейский открыл стрельбу по автобусу с израильскими туристами, есть трое погибших. Мировые СМИ осмысляют случившуюся атаку и пытаются предсказать последствия эскалации на Ближнем Востоке
Читать на полной версииЕгипет содействует переговорам между Израилем и ХАМАС для освобождения израильских заложников в секторе Газа, писала The Wall Street Journal. По данным посольства Израиля в США, только израильтян в плену сотня человек.
При этом в египетской Александрии произошел теракт, в котором погибли граждане Израиля: местный полицейский открыл огонь по автобусу с туристами. Погибли трое человек — двое израильтян и гид-египтянин.
Накануне страны Запада осудили действия ХАМАС, МИД России заявил, что эскалация — следствие «хронического невыполнения соответствующих резолюций ООН».
Заседание Совбеза организации по израиле-палестинскому вопросу состоится сегодня вечером.
Палестину поддержал Иран. Кроме того, ливанское движение «Хезболла» из «солидарности ХАМАС» начала обстрелы позиций израильской армии на севере страны.
Комментирует политолог Георгий Бовт:
— На ваш взгляд, как может разрешиться ситуация с заложниками и какую роль в этом будет играть Египет?
— Египет, с одной стороны, должен проявлять арабскую солидарность, в том числе с палестинцами. С другой стороны, режим генерала Ас-Сиси вовсе не заинтересован в выселении исламистов, в том числе с точки зрения поддержания стабильности внутри собственной страны, он ведь пришел к власти в результате переворота именно против исламистов. Поэтому Египет был бы заинтересован объективно, чтобы это все поскорее закончилось. И отношения его с Израилем сейчас гораздо лучше, чем они были 50 лет назад, когда сам Египет в союзе с Сирией начал против него войну Судного дня. Фактор заложников — это совершенно новый фактор в войне Израиля с террористическими организациями типа ХАМАС и «Хезболлы». Поскольку наличие уже, кажется, сотен таких заложников на территории сектора Газа является мощным сдерживающим фактором для проведения там наземной карательной операции. Исламисты могут начать убивать заложников, причем под камеру, распространять это по всему миру, это довольно тяжелый выбор как политический, так и моральный для премьера Нетаньяху. Раньше Израиль шел на обмены гражданских и военных лиц, в основном военных захватывали, правда, это были единичные случаи, и этот обмен проводился всегда непропорционально, с огромным перевесом в пользу палестинских заключенных. Сейчас палестинских заключенных в израильских тюрьмах содержится, по некоторым оценкам, от 4,5 тысячи до 7 тысяч. Из них несколько сотен являются отъявленными террористами, против которых даже не ведут таких обычных судебных расследований, поскольку считается, что с ними и так все ясно. Менять их сейчас, не факт даже, что, может быть, хамасовцы на это и пойдут, поскольку могут рассматривать заложников со стороны Израиля как таких заведомых смертников, они не так ценят человеческие жизни. Ну, возможность обмена все-таки еще сохраняется.
Война в Израиле — на первых полосах всей мировой прессы. СМИ публикуют хроники в режиме реального времени и анализируют происходящее.
CNN, цитируя представителя Армии обороны Израиля, пишет: «Это момент Перл-Харбора для Израиля, когда реальность была до сегодняшнего дня, а затем будет реальность после сегодняшнего дня». Это нападение является беспрецедентным и вызывает вопросы: как грозные службы безопасности Израиля были застигнуты врасплох и как могла террористическая группировка из одного из беднейших анклавов мира совершить такую разрушительную атаку?
Al Jazeera пишет, что ливанская «Хезболла» опубликовала заявление, в котором взяла на себя ответственность за минометные удары из Ливана по оккупированным фермам Шебаа, а Израиль заявил, что ответил артиллерийскими ударами. Цитируя ливанского депутата, издание пишет, что «Хезболла» не должна сражаться в одиночку и что поддержка палестинского дела должна быть согласованными усилиями всех арабских государств.
The Wall Street Journal пишет, что неспособность предвидеть трансграничное нападение подрывает репутацию Израиля как военного и умного государства. Это нападение — поразительный военный и разведывательный провал. Ранее никогда не видели ничего такого, что указывало бы на способность или даже желание ХАМАС нанести удар по сердцу Израиля таким образом. Египетские официальные лица и высокопоставленный чиновник ХАМАС сообщили изданию, что с некоторыми боевиками, которые удерживают заложников, невозможно связаться и что гражданские лица также берут людей в плен, что затрудняет подсчет точного числа удерживаемых израильтян.
The New York Times пишет, что психологическое воздействие на израильтян сравнивают с шоком 11 сентября в Америке. После того как израильские военные отобьют первоначальную атаку палестинцев, вопрос о том, что делать дальше, станет очень важным. Последствия войны будут «далекоидущими, и потребуется много времени, чтобы они проявились».
The Guardian пишет, что нападение на Израиль — это навязывание ХАМАС своей позиции в ближневосточной дипломатии. Эта операция была задумана для того, чтобы запугать и привлечь как можно более широкую международную аудиторию. Возникают два ключевых вопроса: для чего было задумано это нападение и почему именно сейчас? Ясно лишь то, что у конфликта есть бенефициары и за пределами ХАМАС.
Израильская Haaretz пишет, что израильские резервисты, вызванные на север, критикуют процесс приема и оборудование, которое они получили. Это катастрофа для Израиля. Но это не очередная война Судного дня.
Палестинское информационное агентство WAFA сообщает, что палестинская администрация представила меморандум, призывающий к экстренному заседанию Лиги арабских государств на уровне министров иностранных дел. Просьба о встрече поступила в свете «жестокой и продолжающейся израильской агрессии против палестинского народа, включая эскалацию штурма мечети Аль-Акса тысячами поселенцев», цитирует WAFA посла Лиги арабских государств.