Гарантирует ли метка «оригинальный товар» на маркетплейсах его оригинальность?
В сети активно обсуждают случай с продажей на Ozon пылесоса Dyson, о модели которого, как оказалось, в самой фирме Dyson ничего никому неизвестно. В карточке товара и продавца значилось, что он продает оригиналы. Business FM спросила у маркетплейса, как такое могло произойти и какие документы площадка требует у продавца для подтверждения продажи оригинального товара
Читать на полной версииOzon уличили в продаже контрафакта с меткой «оригинальный товар». Автор публикации на страницах vc.ru рассказывает о том, как она обнаружила на Ozon пылесос Dyson, который, по ее утверждению, к этому производителю не имеет никакого отношения. При этом в карточке товара на маркетплейсе пылесос промаркирован как оригинальный товар. В Ozon Business FM заявили, что уже начали проверку в отношении продавца, который его разместил. Но главный вывод из этой истории — метки «оригинал» не дают покупателю никаких гарантий.
Изначально Валерию Нечаеву заинтересовал стайлер от Dyson. Вещь дорогая, подделок на рынке много. На Ozon она нашла нужное ей устройство у продавца с высоким рейтингом, с пятью звездами и так далее. Но девушка решила проверить магазин на стороне. В телеграме есть чат, в котором поклонники бренда Dyson делятся впечатлениями и помогают друг другу не нарваться на подделку. И вот там у этого магазина с Ozon рейтинг оказался нулевым, а негативных отзывов нашлось немало. И Валерия решила посмотреть, что же еще выставляет на витрину этот селлер. И среди прочего нашла там пылесос Dyson v11 slim fluffy digital.
Как выяснилось, такого пылесоса у Dyson просто нет и не было никогда. Девушке это подтвердили представители самого производителя в переписке в одной из соцсетей. Скриншоты Валерия выложила в общий доступ. В комментарии к публикации пришли представители маркетплейса и пообещали во всем разобраться, а потом сообщили, что в магазине площадку заверили, что это просто лимитированная серия пылесосов, которая больше не выпускается. Но Валерия уточнила у Dyson — ни больше, ни меньше, ни раньше — такого пылесоса у производителя нет и не было никогда. А на Ozon стоит плашка «оригинальный товар».
Business FM спросила у официального представителя площадки: как же так? Менеджер по внешним коммуникациям Ozon Иван Скородумов ответил:
Иван Скородумов Менеджер по внешним коммуникациям Ozon «Мы ставим плашку «оригинал» только на товары рядов брендов, которые подделывают чаще всего и которые наиболее востребованы у наших клиентов. Чтобы получить эту плашку, продавец должен предоставить всю документацию, которая подтвердит оригинальность его товара, который он предоставляет. В том числе документы, что товар был приобретен у официального дистрибьютора или производителя».
Но, получается, что продавец может закупить у официального дистрибьютора условно 10 оригинальных пылесосов и отдать маркетплейсу документы по этой партии, получить метку «оригинал», а потом купить еще 100 поддельных товаров и спокойно продолжать продавать их на площадке. Под плашкой «оригинал».
Справедливости ради, на 100% отвечать за оригинальность продукции, реализуемой селлерами, не может ни один маркетплейс. Все, что может сделать Ozon сейчас, — это проверить продавца и наказать его, если вина будет доказана. На время проверки подозрительные товары уже сняты с витрины. А санкции за нарушение могут доходить до полной блокировки селлера на площадке. С другой стороны, Ozon же, по сути, сам обещал покупателю, что этот пылесос оригинальный, не должен ли маркетплейс разделять ответственность? Не факт, считает юрист по защите прав потребителей Мария Свиридова:
— Если Ozon сможет доказать, что он не имел возможности проконтролировать качество товара в момент передачи, то, возможно, он к ответственности не будет привлечен.
— Чего может добиться покупатель, если ему удастся доказать, что его ввели в заблуждение и продавец, и маркетплейс?
— Возврат денежных средств, неустойка за просрочку возврата денежных средств, компенсация морального вреда и плюс штраф в размере 50% от выставленной суммы за неудовлетворение требования потребителя в добровольном порядке по закону о защите прав потребителя, по гражданскому законодательству. И вообще, по правилам купли-продажи покупатель имеет право получить полную достоверную информацию о товаре и товар должен быть качественным. Товар, который является подделкой или контрафактом, это некачественный товар по умолчанию с точки зрения законодательства.
Другими словами, получается, у маркетплейсов не так много инструментов проверки товара на оригинальность. А если недобросовестный продавец обманет площадку, а маркетплейс опосредованно обманет покупателя — платформе за это ничего не будет. Оригинально.