CNN: вечеринка после увольнения — новая традиция китайской молодежи
По наблюдению CNN, уже можно говорить о четко сложившемся тренде: все больше китайской молодежи устает от постоянной гонки на работе, увольняется и открывает собственный бизнес. Увольнение широко рекламируется в соцсетях. А как обстоят дела с развитием собственного бизнеса и «работой на дядю» в России?
Читать на полной версииКитайская молодежь бросает работу и устраивает «вечеринки увольнения». Как пишет CNN, молодые китайцы устали от офисов и «бегут от горя» в малый бизнес или блогинг. Каково «великое увольнение» по-китайски и трудовые тренды в России?
Красные плакаты с золотыми иероглифами. Столы, уставленные яствами, — от маринованных яиц и хот-пота до макарунов и газировки. Групповое фото счастливой молодежи с восторженной собакой на переднем плане. На первый взгляд мероприятие в фоторепортаже CNN кажется свадьбой или днем рождения бабушки. Пока не прочитаешь надписи. «Хорошие новости, я уволился!», «К черту эту дерьмовую работу!» и даже «Хорошо ешь, хорошо пей и как можно скорее беги от горестей». Телеканал рассказывает о так называемой resignation party, или «вечеринке увольнения», посты о которых все чаще встречаются в китайских соцсетях. Виновник этого конкретного торжества — недавний работник маркетинговой службы банка по имени Лианг. Сообщается, что из-за выгорания он бросил работу с «завидной» зарплатой, а теперь открыл небольшое кафе и ведет блог об этом. Как пишет CNN, многие молодые китайцы разочаровались в «крысиных бегах» академической и корпоративной конкуренции и ищут себя. Широк ли тренд? Говорит директор Института стран Азии и Африки МГУ Алексей Маслов:
Алексей Маслов директор Института стран Азии и Африки МГУ «Как ни странно, тенденцию в Китае относительно молодежи мы бы назвали «разнонаправленные». То есть иногда молодежь, наоборот, очень активно приходит в государственный сектор, потому что им хочется некой стабильности, и во многом это делается под воздействием родителей, которые еще помнят, что государство — это стабильно, а бизнес — это нестабильно. Но вместе с этим оказывается, что государство — прежде всего довольно жесткая дисциплина, а в целом китайская молодежь — это тенденция вообще последних нескольких лет — устала эмоционально, устала от постоянной гонки. И еще около двух лет назад появился такой тренд: «хочу лежать ровно, не двигаясь», то есть молодой человек написал небольшой пост, который стал мемом, о том, что он соревновался за первые рейтинги в школе, потом за первые рейтинги в университете, потом поступил в крупную государственную корпорацию и там стал соревноваться за высокие рейтинги, и вдруг он для себя открыл, что на самом деле все, что он хочет, — это лежать ровно и не двигаться. То есть эмоциональное выгорание для молодежи очень характерно, поэтому многие специально действительно громко, так сказать, прилюдно, с публикацией в социальных сетях уклоняются от государственной службы, устраивают праздники — это в основном касается крупных городов, например таких, как Шанхай, Пекин, Гуанчжоу. Но здесь сказывается, что сейчас в Китае идет падение работоспособного населения, китайские компании, в том числе государственные, с большой радостью повышают зарплату для того, чтобы купить новую и такую активную молодежь и пригласить к себе ее на работу. И мы видим все время волны: то в государство, то от государства».
CNN приводит данные китайской HR-платформы Maimai, согласно которым в прошлом году работу сменили почти 30% китайцев. Вероятно, часть китайского тренда можно объяснить и превращением страны в постиндустриальное общество, в котором достаточно излишков для микробизнеса и частичной занятости. А какие тренды замечают на российском рынке труда? Рассказывает HR-эксперт, руководитель Школы развития карьеры Гарри Мурадян:
Гарри Мурадян HR-эксперт, руководитель Школы развития карьеры «В 2022 году мы можем отметить такую интересную специфику, что все большее количество наемных сотрудников выбирало открывать собственный бизнес, вместо того, чтобы идти работать по найму. И причин этому несколько. Первая причина заключается в том, что ввиду ухода зарубежных компаний на российском рынке образовалось большое количество классных толковых специалистов, и конкуренция стала очень большой. А с другой стороны, государство в прошлом году оказывало огромную поддержку открытию субъектов малого и среднего бизнеса. Условно, государство буквально с деньгами в руках приходило и со словами «приди с интересной идеей, запусти свой бизнес, мы тебе поможем», именно поэтому в 2022 году мы увидели рекордное количество новых открытых бизнесов в разряде субъектов малого и среднего предпринимательства. Сейчас эта тенденция продолжается, но, если говорить о глобальных трендах того, что происходит в России, люди сейчас переходят в более гибридный формат работы по принципу три дня в офисе — два дня дома. И второе — все чаще мы наблюдаем такую тенденцию, когда сами соискатели, помимо основной работы, занимаются чем-то еще: это может быть фриланс, благотворительность, волонтерство, какой-то собственный проект. И, что интересно, если раньше работодатель ревностно относился к такому моменту и считал, «либо ты работаешь на меня, либо ты не работаешь вообще», то сейчас работодатели наоборот приветствуют сторонний опыт как нечто, что может дополнить твою экспертизу на моем месте работы. Условно говоря, работая на фрилансе, ты получишь те знания, умения, навыки, которые потом применишь у меня».
Согласно свежему обзору HeadHunter, в России сохраняется серьезный кадровый голод. Число резюме на платформе за год упало на 3%, а число вакансий выросло почти в полтора раза. Драйверами спроса на труд сервис называет транспорт и логистику — вероятно, это связано с переориентировкой и удорожанием импорта. При этом о российском «великом увольнении» говорить вряд ли приходится — вероятнее, часть кадров уехала, а часть мобилизовалась.