В отдельных регионах России цены на такси выросли на 44%, заявили в Минтрансе. По их оценкам, в среднем по стране рост составил 5%. Главной причиной увеличения цен, по мнению ведомства, является недостаточная подготовка регионов к реализации закона о такси, вступившего в силу с 1 сентября. По оценкам редакции Business FM, с лета в среднем поездки подорожали на треть.

Радиостанция поговорила с таксистами из разных регионов России, изменились ли цены у них.

Водитель такси из Кемерова Игорь

— В тех цифрах, которые заверяет Минтранс, в Кузбассе нет, увеличение 10-15%, но это касается часа пик, когда действительно увеличена нагрузка. Государство передало ценообразование полностью в руки агрегаторов, там компьютерные машины обсчитывают такое количество водителей в данном микрорайоне и столько-то заказов, значит, нужно увеличить так-то так-то.

— Вас они не обсчитывают?

— Обсчитывают, но увеличение происходит именно во время часа пик, а в обычное время минималка, народ пугается, что такая минималка вообще не обеспечивает никакого резона работать. Таксисты говорят: наступил обед, я до четырех домой, и опять ездят до семи-восьми вечера. В регионе нелицензированных таксистов значительно больше в процентном соотношении.

***

Водитель такси из Красноярска Евгений

— Цена не изменилась, на какие-то поездки цена даже стала дешевле. Связано с тем, что, возможно, водителей очень много, таким образом «Яндекс» пытается завлечь больше клиентов, чтобы всем была работа. По регионам же можно работать без всякой лицензии, хоть и принимали закон, но на это закрывают глаза.

— Закон о такси не работает?

— Конечно, не работает. Можете спокойно приехать из Москвы в Красноярск, не быть ни самозанятым, ни ИП, скачать приложение, пройти фотоконтроль, сфотографировать документы, через час вам будет доступ в такси.

— Сколько продлится такой золотой период для водителей?

— Для меня чем больше, тем лучше. Лишние растраты за медика, за механика, лицензию два раза в год, техосмотр, плюс еще страховку делать, которая стоит дороже, это накладно. На поездки остались те же, на бензин, автомобили, запчасти стали дороже, плюс лишние затраты, то, что требует закон, для меня это уже не интересно. Если раньше я зарабатывал условно 2 тысячи рублей, а если теперь все это платить, будет тысяча рублей, тогда это бесполезно, работа ради работы. Цены на бензин поднялись: были 48, теперь 56 рублей за литр бензина 92-го. Тормозные колодки раньше обходились в 1,7 тысячи рублей, теперь — в 5,5-5,8 тысячи рублей. Масло в двигателе раньше менял 4-4,2 тысячи рублей, теперь — 5,5 тысячи рублей. Фильтры — раньше 300-350 рублей, теперь — 600-700 рублей.

***

Водитель из Москвы Сергей

— Повысилось на 20%, может быть, связано с тем, что топливо дорогое, запчасти дорогие, очень много расходов, страховка, сезонная смена резины. Нужно постоянно проходить техосмотр автомобиля, медосмотр, такси проходит диагностику раз в полгода. Требования к такси излишне серьезны. Что касается бензина, по городу расход высокий, сейчас 92-й стоит 50 рублей. Если ты ездишь по Москве, обязательно нарвешься на штраф, как бы ты хорошо ни водил. Таксист отдает 50%, еще плюс как самозанятый работает, это налог, 6% — если я юрлиц обслуживаю, 4% — если физлицо платит. Причем это от выручки, это не от того, что у меня осталось.

— Из разговора с вашими коллегами из Кемерова и Красноярска, цена поездки вообще не поменялась, даже увеличенная цена на топливо, на запчасти не влияет на конечную стоимость поездки.

— На периферии, думаю, что кто-то подключился и ездит, не нужно специально телодвижений делать, например получать лицензию, спрос такой же, предложение больше, цена такая же.

В Минтрансе отметили, что в большинстве регионов цены не изменились. В некоторых субъектах действительно наблюдается небольшой рост от 1% до 5%, но это является следствием начала учебного года и возвращения населения из отпусков.