Нефтяники и независимые АЗС получили письмо от ФАС о необходимости снизить цены на топливо
Ведомство отмечает, что на топливной бирже цены уменьшились и продавцам надо снизить их в рознице. Что об этом говорят владельцы заправок?
Читать на полной версииОбновлено в 15:15
Нефтяники и АЗС должны снизить цены на топливо. Письмо об этом участникам рынка разослала Федеральная антимонопольная служба. ФАС в обращении к вертикально интегрированным нефтяным компаниям и независимым АЗС отметила, что цены на топливной бирже уменьшились, а значит, продавцам надо снизить цены и в рознице.
Ведомство ведет проверки в мелкооптовом сегменте нефтепродуктов, оценивается экономическая обоснованность стоимости топлива, проверяются логистические цепочки. ФАС ожидает отчеты от компаний и АЗС о принятых мерах, а в случае их отсутствия будет рассматривать это как нарушение антимонопольного законодательства.
Управляющий партнер сети АЗС GP Vympel в Саратове Екатерина Савкина узнала о письме от Business FM и не понимает, как можно снижать цены, когда частные заправки и так работают в убыток:
— В моем опыте за 15 лет такого я не помню, к нам такие письма ни разу не приходили. Как я могу помочь, если у меня сейчас идут дорогие партии, купленные 20-30 дней назад на бирже по пиковым ценам? Мы, насколько могли, снизили цены, чтобы у нас была реализация, потому что она катастрофически упала.
— Снижали как раз-таки?
— Снижали, чтобы хоть как-то восстановить реализацию. Но при этом условно ФАС просит снизить цены, а налоговая просит, чтобы мы работали с прибылью и платили с нее налоги. Получается некое противоречие, потому что мы в прямой убыток торгуем уже по тем ценам, которые у нас сейчас стоят. Есть же практика, когда крупные торговые сети, чтобы быть социально ответственным бизнесом, снижают наценки, но это добровольная история. Все забывают, что есть временной лаг. То есть, если сегодня на бирже цена снизилась, не забываем, что срок биржевой сделки 30 дней и, как правило, поставщик выгружает товар на 30-й день по сделке, а его еще надо довезти непосредственно до заправки, еще берем неделю-две-три, у всех уже разные расстояния. То, что цена должна снизиться на заправках, она должна снизиться, но всему свое время.
Всего письмо ФАС было разослано в 32 компании. В нем антимонопольная служба напомнила, что по итогам первых проверок было возбуждено шесть дел в пяти регионах по признакам нарушения закона о защите конкуренции.
Владелец АЗС в Челябинской области Фархад говорит, что не закупается на бирже, а отправляет заявки местным нефтяным компаниям. Однако сейчас, говорит Фархад, и они перестали выгружать топливо.
«Нефтебазы торгуют по старым ценам, отпускают. Заявку делаешь на свою заправку, например, а их в наличии нет, они говорят: «Нету-нету, нету-нету». Напрямую не покупаем. Мы покупаем у «Башнефти», у «Лукойла», у «Роснефти» покупаем, у которых есть нефтебазы. На сегодняшний день нет свободного отпуска по тем оптовым ценам, которые они рекламировали на биржах. Пока по старым ценам 95-й стоит примерно 59 рублей, а 92-й — где-то 55-56 рублей».
ФАС не учитывает, что сейчас до заправок добралось топливо, которое было закуплено на пике цен. После того как на бирже случился откат, снизятся цены и на АЗС, но не сразу, а через месяц, говорит президент Независимого топливного союза Павел Баженов:
Сроков возобновления экспорта топлива нет, в этом деле нет никаких дедлайнов, заявил журналистам пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. По его словам, как только необходимость в такой мере исчезнет, будут рассматриваться другие.
Запрет экспорта бензина и дизельного топлива ввели 21 сентября. В Минэнерго рассчитывают, что мера позволит пресечь «серый» экспорт топлива и насытить внутренний рынок, что приведет к снижению цен.