Новак: ситуация на внутреннем топливном рынке стабилизируется
После совещания с представителями нефтяной отрасли вице-премьер заявил, что рынок вошел в стабилизацию, но меры по сдерживанию цен будут продолжать действовать. На торгах дизтопливо сегодня подорожало. Каковы прогнозы и заметили ли стабилизацию аграрии?
Читать на полной версииСитуация на топливном рынке стабилизируется. Об этом заявил вице-премьер Александр Новак по итогам совещания с нефтяниками. Вместе с тем стоимость бензина Аи-92 и Аи-95 и летнего дизельного топлива на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже в среду возобновила рост после трех сессий снижения подряд. В моменте дизтопливо дорожало на 6%. Игроки рынка уже ожидают, что власти могут частично снять запрет на экспорт дизельного топлива из-за рисков для НПЗ.
Как заявляют в правительстве, топливный рынок перешел к стабилизации, однако это не значит, что новые меры по его сдерживанию не будут приниматься в самое ближайшее время. Ограничение топлива на экспорт свою роль сыграло, биржевые цены несколько упали, в среду, правда, снова пошли вверх, но игроки рынка говорят, что это просто отыгрывание падения, так как никаких значимых новостей для бурного роста цен не было. Основные закупки топлива прошли, и теперь хотя бы появился осторожный оптимизм, что уборочная кампания сорвана не будет, говорит председатель совета Ассоциации крестьянских хозяйств и сельхозкооперативов Ростовской области Алексей Жданов:
— Больших изменений нет. Вчера завез солярку по 66-67 рублей за литр. Это тоже очень дорого. Самое низкое предложение вчера поступило — 66,9 рубля за литр, взяли немножко, чтобы закончить посевную и пахоту, лишнего ничего не берем. Это дорого.
— Не стали впрок брать топливо, а обычно берете?
— В это время года дизельное топливо дешевое, берем впрок. Но в этом году этого делать не будем, будем надеяться, зимой все полевые работы остановятся, может быть, падение будет, вызванное отсутствием спроса.
Фермеры и владельцы частных АЗС отмечают некоторое облегчение, но высокие цены никуда не делись — из-за долгих логистических цепочек до потребителей сейчас доходит как раз то топливо, что закупалось на пике цен. Поэтому те же заправки продолжают работать в убыток. Думать о возврате хоть какой-то маржинальности пока рано, говорит управляющий партнер сети АЗС GP Vympel в Саратове Екатерина Савкина:
Екатерина Савкина управляющий партнер сети АЗС GP Vympel в Саратове «Мы, естественно, так же, как и все, закупаемся на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже, поэтому те цены, которые сегодня там есть, мы по ним покупаем. В принципе, можем купить все виды топлива, кроме зимнего дизеля: его и мало, и цена высокая. По поводу мелкого опта в нашем регионе: пока он как бы снижался, но недостаточно для того, чтобы у заправок появилась маржинальность. Поэтому ситуация, наверное, в чем-то стала легче, но пока еще деятельность независимых АЗС не вышла на какие-то хотя бы минимальные доходности. Пока мы расторговываем в убыток ранее закупленные партии по высоким ценам, биржевые вот эти вот, пиковые цены, они сейчас как раз доходят непосредственно до пистолета АЗС по срокам, вынуждены их торговать иногда в прямой убыток откровенно».
Весьма жесткое ограничение экспорта топлива свои дивиденды привнесло, и теперь на рынке поговаривают о том, что для дизеля могут ввести послабления. Это очень тонкая и шаткая система: резкие меры с одной стороны могут вызвать коллапс на другой. Теперь правительство переживает за нефтепереработку. По данным источников «Коммерсанта», предполагается, что будет разрешен трубопроводный экспорт дизельного топлива. Его объем могут квотировать, чтобы избежать скачков оптовых цен. А запрет экспорта бензина пока решено сохранить. С решением торопиться не будут, сейчас пришло время анализа, что же послужило первопричиной топливного кризиса, говорит зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев:
— Думаю, что, если оно и будет, это не будет огульно просто разрешение экспорта. Я думаю, что это будет взвешенное решение либо с понятными цифрами поставок на внутренний рынок, либо с ограниченными объемами, квотированием экспорта, поэтому это влиять в итоговом решении на внутренний рынок не будет и котировки вернутся опять как бы в позицию вниз.
— Правильно интерпретировать, что все, в общем-то, началось с урезанием демпфера для нефтяных компаний?
— Нет, все началось с налогового маневра, когда основная масса налогов снимается на этапе добычи, никаким образом нет стимулов для переработки. То есть тактически это апрель, когда Минфин сказал, что хочет заменить параметры демпфера. Стратегически, конечно, — это налоговый маневр, который не работает, то есть отказ от системы экспортных пошлин и налогообложение нефти — не стимулирование переработки.
В среду в Минэнерго заявили, что пока не видят нерешаемых проблем с накоплением топлива для НПЗ из-за запрета экспорта и ставят задачу не допустить остановки заводов.