Бизнес опасается последствий требования ФСБ собирать и передавать данные о перемещениях клиентов и денег
Предприниматели считают, что из-за размытых формулировок под действие могут попасть все компании из реестра организаторов распространения информации. А это более 200 сервисов, включая такси и соцсети
Читать на полной версииОбновлено в 17:00
Бизнес опасается требований ФСБ к IT-компаниям делиться со спецслужбой геоданными и информацией о платежах пользователей, пишет газета «Коммерсантъ».
Ранее ведомство предложило расширить перечень данных, которые компании из списка организаторов распространения информации (ОРИ) должны хранить и передавать силовым ведомствам. Проект постановления вынесен на общественное обсуждение. Сейчас спецслужбы вправе в досудебном порядке запрашивать только текстовые, голосовые и видеосообщения за полгода.
В Ассоциации больших данных, в которую входят «Яндекс», VK, «Ростелеком» и «Мегафон», говорят, что в списке ОРИ сейчас почти все сервисы. Из-за достаточно расплывчатых формулировок, например «мониторинг геолокации» и «средства платежа», возможны серьезные расходы на IT-инфраструктуру для хранения этих данных. Есть еще и проблемы с глобализацией бизнеса, говорит председатель московской коллегии адвокатов «Фокин и партнеры» Владимир Фокин:
Владимир Фокин председатель московской коллегии адвокатов «Фокин и партнеры» «С одной стороны, возникают дополнительные расходы для организаций, дата-центров — это серверные физические мощности, причем на территории конкретной страны. С другой, страны не находятся во взаимодействии, потому что если сервисы агрегируют данные и в том числе по зарубежным транзакциям, то спецслужбы одной страны имеют доступ к данным, проистекающим из другой страны. И возникает конфликт уже государственных интересов. Мы видим, что страны взяли направление на обособление персональных данных, то есть территория есть, и все данные, которые циркулируют на этой территории, должны оставаться на этой территории в интересах конкретной страны. Это однозначно способствует защите государственных суверенитетов, но мешает глобализации бизнеса. Будет ли это негативно сказываться на развитии зарубежных направлений, в том числе российских организаций, да, будет. Получается, нужно организовывать изолированные информационные системы, а это уже две разные организации».
Схожая ситуация произошла с «Яндексом» перед вступлением в силу закона о такси. С 1 сентября агрегаторы обязаны предоставлять ФСБ доступ к информационным системам и базам данных о заказах клиентов. Вскоре после принятия закона Финляндия и Норвегия, где работает международный сервис такси от «Яндекса» Yango, запретили передавать данные своих граждан в Россию. Сложности и дополнительные проверки у сервиса возникли также в Грузии и Казахстане.
О том, что ждет российские цифровые сервисы на глобальном рынке, рассуждает председатель совета Фонда развития цифровой экономики Герман Клименко:
В проекте постановления ФСБ не уточняется, что должен делать сайт или сервис, если пользователь не согласился делиться с ним геолокацией.