Обновлено в 17:00

Бизнес опасается требований ФСБ к IT-компаниям делиться со спецслужбой геоданными и информацией о платежах пользователей, пишет газета «Коммерсантъ».

Ранее ведомство предложило расширить перечень данных, которые компании из списка организаторов распространения информации (ОРИ) должны хранить и передавать силовым ведомствам. Проект постановления вынесен на общественное обсуждение. Сейчас спецслужбы вправе в досудебном порядке запрашивать только текстовые, голосовые и видеосообщения за полгода.

В Ассоциации больших данных, в которую входят «Яндекс», VK, «Ростелеком» и «Мегафон», говорят, что в списке ОРИ сейчас почти все сервисы. Из-за достаточно расплывчатых формулировок, например «мониторинг геолокации» и «средства платежа», возможны серьезные расходы на IT-инфраструктуру для хранения этих данных. Есть еще и проблемы с глобализацией бизнеса, говорит председатель московской коллегии адвокатов «Фокин и партнеры» Владимир Фокин:

Владимир Фокин председатель московской коллегии адвокатов «Фокин и партнеры» «С одной стороны, возникают дополнительные расходы для организаций, дата-центров — это серверные физические мощности, причем на территории конкретной страны. С другой, страны не находятся во взаимодействии, потому что если сервисы агрегируют данные и в том числе по зарубежным транзакциям, то спецслужбы одной страны имеют доступ к данным, проистекающим из другой страны. И возникает конфликт уже государственных интересов. Мы видим, что страны взяли направление на обособление персональных данных, то есть территория есть, и все данные, которые циркулируют на этой территории, должны оставаться на этой территории в интересах конкретной страны. Это однозначно способствует защите государственных суверенитетов, но мешает глобализации бизнеса. Будет ли это негативно сказываться на развитии зарубежных направлений, в том числе российских организаций, да, будет. Получается, нужно организовывать изолированные информационные системы, а это уже две разные организации».

Схожая ситуация произошла с «Яндексом» перед вступлением в силу закона о такси. С 1 сентября агрегаторы обязаны предоставлять ФСБ доступ к информационным системам и базам данных о заказах клиентов. Вскоре после принятия закона Финляндия и Норвегия, где работает международный сервис такси от «Яндекса» Yango, запретили передавать данные своих граждан в Россию. Сложности и дополнительные проверки у сервиса возникли также в Грузии и Казахстане.

О том, что ждет российские цифровые сервисы на глобальном рынке, рассуждает председатель совета Фонда развития цифровой экономики Герман Клименко:

Герман Клименко председатель совета Фонда развития цифровой экономики «Особой проблемы я не вижу в том смысле, что сервис такси, если это российское программное обеспечение, вполне может существовать на территории другого государства, будучи автономным. Да, объединение в большие данные улучшает качество, но не является критичным для существования бизнеса. При законодательных требованиях мы можем позволить себе разделить задачи, вряд ли будет что-то неприемлемое, что приведет к краху, бизнес сильно не ухудшит, но создаст дополнительный геморрой. Дело в том, что все это разделение сейчас — это увеличение затрат, потому что нужно держать разное «железо», нет единой точки, это облако должно быть на территории той страны, где вы присутствуете. То есть больше не эмпирические сложности бизнеса, а реальный рост затрат. У успешных компаний, может, он не будет сильно заметен, а для средних компаний арендовать несколько десятков серверов на другой территории может оказаться и высокими затратами. Виртуальные границы будут строиться, потому что весь интернет начинался за все хорошее против всего плохого, а сейчас, в отсутствие сотрудничества между странами, такого интернет-Интерпола нет, поэтому и есть действия Роскомнадзора по блокировке сервисов VPN на территории России, которые не исполняют наши законы, там идут примерно те же самые процессы. На протяжении нескольких следующих лет интернет превратится из свободного в загончик, то есть будут виртуальные таможни, мы их не будем видеть, но тем не менее они будут существовать, потому что без понимания, откуда приходят посетители трафика, невозможно сейчас обеспечить безопасность».

В проекте постановления ФСБ не уточняется, что должен делать сайт или сервис, если пользователь не согласился делиться с ним геолокацией.