Правительство может частично снять запрет на экспорт дизельного топлива из-за рисков для нефтепереработки, связанных с переполнением хранилищ. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на собственные источники.

По данным издания, предполагается, что будет разрешен лишь трубопроводный экспорт дизельного топлива. Его объем могут квотировать, чтобы избежать скачков оптовых цен. Запрет на экспорт бензина пока сохранится.

Речь идет о поставках по трубопроводам «Север» и «Юг», обеспечивающим три четверти экспорта дизельного топлива из России. Подчеркивается, что вопрос остро встал после того, как мощности хранения дизельного топлива в системе «Транснефти» оказались почти исчерпаны. А перенаправление объемов дизеля на внутренний российский рынок практически невозможно технологически.

Комментирует ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович:

Станислав Митрахович ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета «Очевидно, что российский внутренний рынок такой объем дизеля, который производят российские НПЗ при их оптимальной загрузке, потребить не может, несмотря на потребности аграриев и военных. Рано или поздно вопрос о снятии ограничений на экспорт должен был быть поднят. Поэтому, чтобы не допустить переполнения хранилищ и неизбежного снижения уровня переработки, чтобы не наносился ущерб перерабатывающим предприятиям, которые еще налоги платят в зависимости от осуществляемого объема работы, рано или поздно должен был подняться вопрос о снятии ограничений. Но в таком случае снова могут начать расти цены на внутреннем рынке и придется искать какие-то меры регулирования, то ли связанные с экспортными пошлинами, то ли еще с чем-то. Чтобы введение ограничений дало максимальный эффект, оно должно еще продлиться какое-то время, чтобы произошел момент первоначального насыщения рынка. Если все считают, что запрет введен и скоро будет снят, то и отношение к этому запрету будет как к чему-то такому, на что не надо торопиться реагировать, в том числе не надо торопиться слишком быстро снижать цены. Хорошо, что они притормозили рост, это уже достижение, но в дальнейшем придется принимать какие-то еще меры либо идти совсем на жесткие шаги — ограничение экспорта нефти, чтобы не было ситуации, что компании снизили переработку, а увеличили экспорт сырой нефти. Либо придется идти по пути, связанному с уменьшением налогов, либо придется мириться с ростом цен на внутреннем рынке, либо придется переходить к регулированию на уровне экспортных пошлин и чего-то еще, либо эти шаги комбинировать. Моя версия: может быть, все-таки будут в итоге уступки по налогам, по демпферу, будет введена какая-то дополнительная экспортная пошлина, которая будет идти вразрез со всей логикой налогового маневра, который осуществлялся в последние годы. Но иногда приходится менять уже принятые решения, думаю, так в итоге и произойдет».

Ранее сообщалось, что из-за высоких цен на топливо и дефицита на заправках может быть сорвана уборочная кампания. Дизель ГОСТ продавался по 79,5 тысячи рублей за тонну, а цены на дизель «евро» достигали отметки в 103 тысячи рублей. При этом топлива не хватало. Правительство 21 сентября временно ограничило экспорт бензина и дизельного топлива из России. Снизило ли это цены на дизель?

Фермер, руководитель Крестьянско-фермерского хозяйства Колесниковых Сергей Колесников:

— Предложение минуту назад поступило: 79,5 тысячи рублей за тонну, когда в начале августа оно стоило 68 тысяч рублей за тонну, то есть изначально цена немного упала, но еще не вернулась на исходные позиции. В среднем падает на 500 рублей в день.

— Топливо есть на заправках?

— Топливо есть, да.

Председатель совета Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Ростовской области Алексей Жданов:

— Немножко упали цены, незначительно. Ограничение сколько длилось, неделю?

— Чуть побольше, 21 сентября было введено.

— Две недели, значит. Больших изменений нет. Вчера завез солярку по 66-67 рублей за литр. Это тоже очень дорого. Самое низкое предложение вчера поступило — 66,9 рубля за литр, взяли немножко, чтобы закончить посевную и пахоту, лишнего ничего не берем. Это дорого. Мы не можем напрямую с заводов покупать, только через посредника.

— В этом году не стали впрок брать топливо, а обычно берете?

— В это время года дизельное топливо дешевое, берем впрок. Но в этом году этого делать не будем, будем надеяться, зимой все полевые работы остановятся, может быть, падение будет, вызванное отсутствием спроса.

— Цена понижается понемногу?

— Незначительно.

Президент Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» Владимир Матягин:

«Взять Санкт-Петербург: если у нас цена была 58 рублей за литр дизеля, то сейчас 62-64 рубля, плюс у перевозчиков была практически 10-процентная наценка, это плюс шесть рублей, в итоге больше десяти рублей за этот период времени перевозчик получил дополнительных затрат, которые в итоге лягут на конечных потребителей. И я не понимаю телодвижений правительства в данном случае в отношении снятия ограничений. Что произошло? Оптовые цены на бирже упали, да, но на рынке ничего не упало, где реальное снижение цен на топливо? Ждем, чтобы это как минимум вернулось до уровня двухмесячной давности — 55-58 рублей за литр, все остальное — фикция. Мы вчера видео записывали по данному вопросу, я людей попросил, чтобы они прокомментировали, как у них в регионах. Они пишут: Сахалин — 80 рублей, Крым — за 80 рублей, Ростов и Краснодар — под 70 рублей и так далее по разным регионам. Все очень сильно смеются над тем, что якобы у нас цены снижаются».

В начале октября вице-премьер Александр Новак заявлял, что запрет на экспорт бензина и дизеля будет действовать столько, сколько потребуется для стабилизации внутреннего топливного рынка. По его словам, в большей части российских регионов уже произошло снижение цен на топливо в мелком опте. Это отразится и на ценах на АЗС.