Уходя, гасите свет. Но продолжайте платить за электричество?
«Россети» предъявляют претензии к промышленным предприятиям, которые переходят на использование собственной генерации электроэнергии, и рассчитывают на выплату компенсации за отключение от сетей и недополученные доходы. Как это возможно с логической точки зрения, Business FM объяснили эксперты
Читать на полной версии«Россети» хотят обязать промышленность, переходящую на собственную генерацию, выплачивать компенсацию за отключение от общей сети. В компании объясняют это ростом выпадающих доходов. Промышленные потребители идею не поддерживают.
Свою инициативу глава «Россетей» Андрей Рюмин изложил в письме президенту в середине августа. По его мнению, переход промпредприятий на собственную генерацию ведет к росту объема выпадающих доходов и недополученной выручки «Россетей», а для оставшихся потребителей — к росту тарифов. Поэтому промышленные потребители при отключении от общей энергосистемы обязаны не только оплачивать мероприятия, связанные с изменением схемы энергоснабжения, но и компенсировать недополученные доходы сетевым компаниям. По информации газеты «Коммерсантъ», глава государства идею поддержал. Теперь этот вопрос обсуждается в правительстве.
Сами промпотребители, конечно, не рады. Они не хотят платить за то, что не покупают, — а именно так все и будет, если предприятия, переходящие на собственную генерацию, обложат налогом на выход из единой энергосистемы. Продолжает директор ассоциации «Сообщество потребителей энергии» Валерий Дзюбенко:
Валерий Дзюбенко директор ассоциации «Сообщество потребителей энергии» «Возмещать некие недополученные выгоды — это все равно, что человек вышел из магазина, ничего не купив, но его останавливает на входе охранник и говорит: будь добр, мы вот магазин содержим, у нас свет горит, зарплату нужно платить кассирам, продукция у нас непривлекательная, но мы с тебя дополнительные средства возьмем просто за то, что ты из магазина вышел, всегда покупал, а сейчас покупать перестал. Надо задаться вопросом, почему вышел потребитель из энергосистемы. Наверное, надо разбираться с причинами, почему она становится непривлекательной».
У сетевых компаний свои аргументы. Отключение крупных промышленных потребителей делает их бизнес нерентабельным. Высвободившиеся мощности можно отправить, например, на экспорт. Но здесь тоже есть проблемы. Например, компания «Интер РАО» пригрозила остановить экспорт электричества в Китай из-за того, что на такие поставки распространяется действие экспортных пошлин, а в КНР не желают платить больше за российскую электроэнергию. В самой же России крупных промышленных потребителей появляется не так уж много. Далеко не каждый день в стране запускают новые масштабные производства. А деньги нужны на ремонт и модернизацию сетевой инфраструктуры, что, кстати, стало сложнее и дороже из-за санкций.
О проблемах сетевых компаний говорит президент «Опоры России», бывший член совета директоров «Россетей» Александр Калинин:
Александр Калинин президент «Опоры России», бывший член совета директоров «Россетей» «Проблема заключается в том, что, когда крупные предприятия уходят на собственную генерацию, это ломает экономику целых макросистем. Несколько лет назад «Тюменьэнерго» была достаточно высокоприбыльной сетевой организацией, а когда структуры «Газпрома» ушли на прямую генерацию, то прибыльная система «Тюменьэнерго» стала чуть ли не убыточной буквально за год с момента ухода на собственную генерацию. Структуры «Газпрома» уходят в ряде регионов, и РЖД уходит на собственную генерацию, «Роснефть», естественно, это ломает всю экономику дочерних обществ «Россетей».
Но, наверное, самая главная проблема в том, что промышленность платит за каждый киловатт существенно больше, чем другие потребители. За счет этого удается держать низкие тарифы для населения. Это называется «перекрестное субсидирование» в электроэнергетике. И уход промпредприятий на собственную генерацию действительно создает большие проблемы сетевым компаниям. Простого решения здесь нет, отмечает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин:
Сергей Пикин директор Фонда энергетического развития «Общий тарифный пирог — то есть вообще то, сколько должно быть собрано денег для содержания генерации, сетей и сбыта в том числе. Дальше все механизмы, которые разрабатываются, — это просто как этот пирог поделить. Между кем и кем, что считать более справедливым? Допустим, ликвидация перекрестного субсидирования. Но тогда надо в отдельных регионах тарифы многократно повысить для населения. Вроде как социально несправедливо. Конечно, в идеале надо ликвидировать «перекрестку», и тогда уходите, не уходите — не важно, все равно каждый платит экономически обоснованную цену. Социалка — это задача номер один, безусловно, которая никуда не денется, и, соответственно, никто не будет на плечи рядовых потребителей что-то перекладывать. Что касается промышленности — поднять ставку ЦБ в полтора раза — на мой взгляд, для промышленности более убийственно, чем какие-то разовые платежи, которые предлагают «Россети». Ну, так, если по-серьезному».
Для отмены перекрестного субсидирования потребуется новая, масштабная и, как не сложно догадаться, крайне непопулярная у обычных россиян реформа электроэнергетики. Но это сегодня, похоже, никто и не обсуждает.