Картины в складчину? Мосбиржа прорабатывает возможность выпуска ЦФА на произведения искусства
Цифровые финансовые активы на произведения искусства хочет выпустить Мосбиржа. Что это означает для инвестора и почему арт-дилеры резко против такой инициативы?
Читать на полной версииВ России могут появиться ЦФА (цифровые финансовые активы) на произведения искусства. То есть возможность купить, например, не целую картину, а ее часть в складчину с другими участниками сделки. Такую возможность прорабатывает Московская биржа, пишут «Ведомости» со ссылкой на представителя площадки.
По его мнению, надо начать с учета арт-объектов на балансах участников, то есть выпустив цифровые финансовые активы с гибридными правами на арт-объект, который учитывается на балансе компании. Следующим шагом может быть участие профессиональных инвесторов в таких сделках. Только после этого биржа начнет предлагать такого рода инвестиции физлицам.
Как пишет издание, согласно исследованиям, 2-5% от портфелей крупных институциональных инвесторов готовы вкладывать средства в такие активы.
Будет ли востребован такой инструмент, Business FM спросила у участников рынка:
Антон Белов, директор музея современного искусства «Гараж»:
«Если мы говорим про первичный рынок, но ни один дилер, галерист или художник не хочет продавать свои произведения ни в какие арт- или инвестиционные фонды, а хочет, чтобы они попадали в хорошие частные, или музейные коллекции, или коллекции фондов. Но явно не в инвестиционные коллекции, которые потом захотят их продать и тем самым нарушить рынок художника. И вторичный рынок достаточно серый сам по себе, потому что людям выгодно покупать произведения в достаточно серой зоне, тем самым уходить от прямого показания, сколько денег на искусство они потратили, за сколько они потом хотят продать свою коллекцию. Наоборот, задача — больше потратить денег и вложить деньги в коллекцию искусства, тем самым большинство людей через искусство избегают лишнего внимания либо, наоборот, прячут свои деньги в искусство. Мы не говорим уже о тех коллекционерах, которые желают обладать искусством, им тем более неинтересно никакое инвестиционное владение через какие-то финансовые инструменты. Все мировые практики создания арт-фондов практически всегда проваливались. В России был похожий фонд по фотографии, в мире несколько было фондов современного искусства, это все было достаточно сложным и никогда не приносило той доходности, которую обещали инвесторам создатели этих фондов».
Михаил Каменский, искусствовед, арт-менеджер, экс-управляющий директор российского представительства аукциона Sotheby's:
«Цифровизация и возможность инвестирования в общественно признанные произведения искусства, вызывающие интерес и желание обладать этими произведениями, в том числе какими-то токенами, условно говоря, какими-то ценными бумагами, дающими гарантию правового владения этими произведениями наряду с другими участниками, соинвестрами, — это отдельная тема, она значительно интереснее, чем инвестирование в искусство цифровое, потому что эксперименты с произведениями искусства через NFT продемонстрировали свою невыгодность и несостоятельность. Если говорить о цифровизации и использовании цифровых инструментов для традиционных произведений искусства, я считаю, что это может вызвать очень большой интерес, особенно если это касается утвержденных в массовом сознании российских рядовых неквалифицированных инвесторов художников, то их произведения могут вызвать интерес, почему бы не купить за 10 тысяч, 100 тысяч рублей часть какого-то произведения, условно, Саврасова, Шишкина, Айвазовского, Левитана, Кустодиева, если эти произведения гарантированно дорожают из года в год. Если такой инструмент будет разработан, то это будет популярно».
Константин Бабулин, директор аукционного дома ArtSale.info, инвестор:
— Это все красивый набор слов — цифровые активы и так далее. Кто сейчас помнит паевой фонд по управлению искусством? Вот мы в бизнесе порядка 20 лет, за эти 20 лет только ленивый не пытался создать что-нибудь такое на паях. Я даю прогноз на вот это начинание от биржи — абсолютно бесперспективное начинание. Никому не советую в это вкладывать хоть копейку, а сами не пойдем категорически. Чтобы заниматься покупкой произведений искусства, нужно быть специалистом. Рынок маленький, узкий, все серьезные специалисты, которые умеют покупать выгодно, а потом продавать, работают на себя в первую очередь, то есть те специалисты, которых найдет биржа, или что там будет в этой инфраструктуре, я не знаю, которые будут заниматься активами, — это все глупости, значит, они на себя работать не могут, значит, будет покупаться либо какой-то неликвид за странные деньги, либо хорошие вещи, но, опять же, за странные деньги, потому что ту картину хорошего, известного художника, например Айвазовского, по хорошей цене любой разбирающийся человек, продавец, галерист, аукцион и так далее купит в первую очередь для себя и сам на этом заработает. Отдать ее в какое-то предприятие с целью наживы посторонних людей — никто не сделает никогда.
— И нет никаких примеров?
— Только отрицательные — потеря денег.
Цифровые финансовые активы, или ЦФА, — это записи, или, другими словами, токены в системе блокчейн, которые предполагают наличие у их держателей цифровых прав. Цифровые права — разновидность имущественных прав. Они позволяют совершать с цифровыми активами любые предусмотренные Гражданским кодексом действия: покупку, продажу, обмен, дарение, передачу по наследству.