Обновлено в 15:44

Армения ратифицировала Римский статут. Документ поддержали 60 депутатов, против высказались 20. Оппозиционные партии от голосования отказались и в знак протеста покинули заседание парламента. Таким образом, Армения теперь обязана выполнять предписания и решения Международного уголовного суда. Ранее эта организация выдала ордер на арест Владимира Путина и детского обмудсмена Марии Львовой-Беловой.

Официальный Ереван настаивает, что решение о ратификации не направлено против России, таким образом он хочет призвать к ответу Азербайджан за его действия в Нагорном Карабахе. Москва же не раз предупреждала Ереван, что ратификация статута будет иметь последствия для двусторонних отношений. О том, как ратификацию статута видят из Армении, говорит политический аналитик Борис Навасардян:

Борис Навасардян политический аналитик «Я думаю, поведение тех или иных политиков или представителей общественности, их мнение относительно принятия Римского статута может иметь разные мотивы. Если речь идет о правящей партии, есть несколько соображений. Во-первых, Армения давно собиралась присоединяться к международному уголовному суду, и этот процесс рано или поздно должен был быть завершен. Во-вторых, это в какой-то степени можно воспринимать как шаг в сторону укрепления независимости, эта тема сейчас очень актуальна в Армении, то есть пойти на что-то, что может вызывать, скажем, недовольство Москвы. Но конкретно как антироссийскую акцию я бы это не воспринимал, потому что сам современный процесс ратификации начался задолго до того, как, условно говоря, перебранка началась между Москвой и Ереваном. Что касается представителей гражданского общества, правозащитников, то для них это естественно, что Армения присоединяется к римскому статуту, об этом много лет говорилось».

Армения начала процесс ратификации Римского статута в конце прошлого года. Хотя сам документ был подписан еще в конце 1990-х годов, Ереван его замораживал под предлогом того, что он противоречит конституции страны.

Ереван форсировал ратификацию именно сейчас, на фоне событий в Карабахе, что неслучайно. О том, как это решение воспримет Россия и как поведет себя дальше Армения, говорит председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов:

— Точку в отношениях это поставить не может, потому что это не более чем символический жест, как настаивает армянское руководство, не имеющий отношения к России. Но даже если считать, что они действительно искренние и мотивация изначальная была связана с Азербайджаном, как они говорят, допустим, это так, в любом случае уже в нынешней ситуации политический жест в адрес России не меняет то, что сложилось между двумя странами, поскольку явно наблюдаем кризис отношений, он скорее подчеркивает и фиксирует, но этот кризис никуда не девается. И дальше, к вопросу, что будет делать Ереван, какие дальнейшие шаги, допустим, по сближению с Западом он будет предпринимать, что будет вообще происходить в контексте исхода беженцев из Карабаха и перемен во внутренней ситуации в Армении, пока не очень понятно, какова будет реакция России, что Россия будет делать. Непонятно, завершена ли борьба с Азербайджаном, потому что есть всякие предположения, что одним Карабахом не ограничится. Короче говоря, очень много вопросов, на которые ответов нет. Данное решение скорее должно восприниматься как подтверждение того выбора, который руководство Армении сделало, — выбора на отход от сотрудничества с Россией по тем или иным причинам.

— По поводу сближения Армении с Западом какие шаги могут быть?

— Я думаю, что шаги могут пока носить только символический характер, потому что экономические связи России и Армении взять и аннулировать невозможно, во всяком случае, это невозможно сделать быстро. Российская военная база на территории Армении присутствует, вопрос Карабаха остается, никакого иного военного присутствия серьезного, будь то США, НАТО или кто угодно, в Армении быть не может ни сейчас, я думаю, ни в обозримой перспективе. Поэтому ситуация подвешенная. Армения будет демонстрировать глубокое разочарование России и стремление изменить свою внешнеполитическую ориентацию, но стремление изменить и изменение — это не совсем одно и то же.

Армянские СМИ пишут, что российские пограничники стали останавливать грузовики с коньяком «Арарат» под предлогом проведения дополнительных проверок. Официальных заявлений от погранслужб и Роспотребнадзора пока не было. Как заявил таможенный атташе посольства Армении в России Ваан Акопян, на Верхнем Ларсе застряли около 60 фур с коньяком. По его словам, контроль за качеством коньяка начался с весны этого года, когда таможенники нашли поддельный продукт. Все эти фуры ждут результатов экспертизы, которых можно и месяц ждать. Несколько дней назад наблюдение было резко усилено, добавляет президент Национального центра вина в Армении Аваг Арутюнян:

Аваг Арутюнян президент Национального центра вина в Армении «Этот процесс начался три месяца назад и был связан с тем, что российская сторона перестала принимать сертификат, которые выдавали армянские органы. Брали пробы на анализ российские лаборатории на долгое время, то есть неделями надо было ждать результата, и, что главное, не оспаривался бы этот результат, а, как правило, оно было негативное. Со вчерашнего утра начали поголовно проверять. Сейчас с утра уже вернулись множество машин, и их не проверяли на наличие сертификата, нет сертификата, не берут образцы. Сейчас никто не понимает, что происходит».

Весной министр экономики Армении Ваан Керобян заявлял, что коньяк «Арарат» перестанут поставлять в Россию. Дело в том, что Ереванский коньячный завод принадлежит французской Pernod Ricard, а французы объявили о прекращении поставок в Россию. Армянские производители с тех пор искали обходные пути для поставок. Российский рынок для них очень важен, на него приходится треть всего экспорта коньяка.