Из-за санкций против России в Японии обвалился рынок подержанных автомобилей. По подсчетам японского Минфина, в августе экспорт сократился на 57%. Некоторым местным автодилерам приходится сокращать сотрудников, потому что объем работы сократился на 70%, пишет Reuters.

Ожидалось, что к концу года рынок мог бы превысить 2 млрд долларов. Однако в августе Токио запретил поставки в Россию машин с двигателем объемом более 2 литров, электрических и гибридных автомобилей. В итоге японские дилеры экстренно ищут другие рынки сбыта, например в Новой Зеландии или Африке.

Впрочем, это не значит, что во Владивосток теперь вообще ничего не приходит, рынок за два месяца перестроился, во многом уйдя в «серую» зону. Цены резко выросли, делится наблюдениями руководитель отдела продаж «Инсофт моторс» Алексей:

— С доступностью автомобилей из Японии все в порядке, единственное, ценообразование меняется. В зависимости от японской компании, с которой работаешь, какие возможности она предоставляет по вывозу санкционных автомобилей. Пока итоговые выводы делать рано, но в целом некоторые сейчас машины везут, это получается дороже. Сейчас приходят первые партии санкционных автомобилей, удорожание в среднем 300-400 тысяч рублей. То есть, если эта машина стоила 700 тысяч рублей, она становится примерно 1 млн рублей. Я думаю, что в процессе будут находиться дополнительные пути и эта цифра будет снижаться.

— Линейки японских авто еще остались?

— В Японии ничего не поменялось, все так же можно купить все, что можно было купить до санкций. Меняется ценообразование. Санкционка стала дороже, люди, если не готовы покупать, перенастраиваются на какую-то другую машину, несанкционную, и несанкционное тоже дорожает, потому что ажиотаж на автомобили увеличивается. Но сам сортимент не изменился. Мы работаем не только с Японией, но и, например, с Соединенными Штатами, с Канадой, с Китаем, с Кореей. Мы по опыту быстро адаптируемся к таким изменениям, то есть они не впервой.

— Есть ли контакт с японскими коллегами, что они говорят?

— Ни нам, ни им вся ситуация не нравится. Делать и без того непростой процесс еще раз сложнее никому не интересно, поэтому японцы в поиске обходных путей.

Автомобили с двигателем от 1,5 литра до 3 литров в первой половине этого года составили почти 20% всего автомобильного импорта из Японии. Это, например, популярные Toyota Camry и Nissan Teana.

По данным «Автостат инфо», в первой половине года японские марки стали самыми популярными на рынке подержанных автомобилей в России, обогнав даже отечественный автопром. Доля машин из Японии на вторичном рынке составила 27,6%. Япония, скорее всего, откатывать санкции не будет, скорее Россия примет контрмеры, считает председатель общественного движения «Общество защиты автомобилистов Приморского края» Дмитрий Пенязь:

— То, что там все обвалилось, конечно, это не так, потому что на самом деле спрос снизился, и, безусловно, люди, которые занимались этим, включая порты, несут убытки, потому что поток машин снизился процентов на 70, это объективно. И японские автопродавцы лелеют в мыслях запустить через Казахстан по параллельному импорту б/у машины. Но это в любом случае не через Дальний Восток. Это отразилось и на Дальнем Востоке, потому что под это было заточено большое количество рабочих мест, и оно сейчас сокращается в силу того, что объективно поток автомобилей снизился. Honda, допустим, несколько моделей, и одна из них проходит, а две не проходят, потому что там лошадей больше, чем нужно. Японцы сами себе нарисовали непонятно что. Запрещены гибриды к ввозу, малолитражки разрешены тоже с определенным объемом. Запрещены, кроме этого, еще маленькие грузовички, автобусы всевозможные.

— А что-нибудь поставляется черным рынком?

— Единично можно завозить через другие страны, но это не поток, это единичный масштаб автомобилей, которые можно, допустим, привезти через Таиланд, Малайзию и так далее в контейнере.

— Это вот решение, запрет может как-то расширяться?

— Конечно, все может быть. Уже эти шлюзы, которые они даже сейчас закроют, никакой роли не сыграют. Мне кажется, быстрее правительство Российской Федерации запретит праворульные автомашины с учетом того, что с каждым днем появляются альтернативы.

В прошлом году Япония уже запрещала экспорт в Россию автомобилей дороже 6 млн иен (почти 4 млн рублей). Однако самая ходовая японская линейка, популярная в России, была дешевле. Также оттуда везли много подержанных бюджетных электрокаров. Ранее экспортировать в Россию электрокары, гибриды и машины с объемом двигателя более 2 литров запретил Евросоюз. Практически любые машины нельзя поставлять также из США.