Обновлено в 21:15

Первая торговая сессия октября открылась резким падением рубля. За первый же час торгов российская валюта обесценилась к доллару сразу на 80 копеек, и, хотя к полудню большую часть потерь вроде бы удалось отыграть, до вечера курс трижды уходил выше отметки в 99 за доллар, чего не случалось с середины августа.

Основные факторы слабости рубля остаются неизменными: экономика нуждается в импорте, который оплачивается за валюту, а бюджет рад дополнительным поступлениям от ресурсного экспорта. Дополнительное давление могли оказать ограничения на экспорт нефтепродуктов, добавляет директор аналитического департамента инвесткомпании «Регион» Валерий Вайсберг:

Валерий Вайсберг директор аналитического департамента инвесткомпании «Регион» «Прежде всего здесь [играют роль] факторы, связанные с ограничениями на стратегические поставки отдельных товаров российского экспорта, в частности нефтепродуктов. В принципе затягивается запрет на поставку бензина, дизеля и отдельных видов других нефтепродуктов, а импорт по-прежнему остается достаточно серьезным. Вполне возможно, что для того чтобы восстановить спрос, Центральному банку нужно будет сильнее повышать ставку, потому что надежда на то, что текущий уровень курса сильно снизит уровень спроса на импортные товары, пока не оправдывается. Если говорить про перспективу октября, то нужно учесть, что в октябре платится налог на дополнительный доход нефтяниками, и в этой связи объемы продажи валютной выручки могут возрасти в связи с тем, что у нас НДД примерно сопоставим будет с уровнем базовых нефтегазовых доходов».

Комментариев ЦБ и министерств по поводу приближения рубля к эмоционально значимой отметке в 100 за доллар на момент публикации статьи не поступало. В августе Банк России прибег к повышению ключевой ставки, а правительство провело серию словесных интервенций на тему продажи валютной выручки экспортерами. В результате курс удалось сдвинуть сначала ниже 100 рублей, а в моменте и до 92 рублей за доллар. Какие инструменты остаются у властей и какими могут быть издержки их применения? Комментирует инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов:

Сергей Суверов инвестиционный стратег УК «Арикапитал» «Одним из инструментов остается дальнейшее повышение ключевой ставки. Плюс этого в том, что больше спрос на рублевые активы для стабилизации курса. Но есть и минусы: это замедление кредитования, давление на экономический рост. Поэтому в данном случае повышение ключевой ставки может быть неоднозначным инструментом. Также правительство может ужесточить валютный контроль, ввести дополнительные валютные ограничения. У этого инструмента есть плюсы: это способно вернуть России значительную часть валютной выручки. Но есть минусы: подрывается доверие к финансовой системе и к рублю как к платежному средству. Мы знаем, что уже сейчас экспортеры продают, по данным ЦБ, порядка 80% валютной выручки на рынке, а возможно, они будут продавать 90% или даже больше. Я думаю, что такой вариант остается. Но вопрос в том, что сама валютная выручка резко сократилась после запрета на экспорт нефтепродуктов».

В начале сентября, когда курс вновь приблизился к 99 рублям за доллар, Центробанк объявил об ускорении продаж иностранной валюты. Как писало РБК, ежедневные объемы операций увеличились примерно в десять раз — с 2 млрд до 21 млрд рублей, но только с 14 по 22 сентября. Видимого влияния на курс это не оказало: период начался с 96 рублей за доллар и тем же и закончился. Оценки озвучивает главный экономист ПФ «Капитал» Евгений Надоршин:

Евгений Надоршин главный экономист ПФ «Капитал» «По формальному признаку можно совершенно спокойно считать, что у ЦБ должно быть в распоряжении достаточное количество резервов, даже в юанях. Казалось бы, они в свое время приобретались как раз на такой случай, когда нужно обеспечить курсовую стабильность. У нас основным виновником этого курса назначается — и в принципе это приблизительно так и есть — импорт, а также возможность купить импорт двойного назначения, купить населению все, чего кому захотелось. Как по мне, это самое естественное применение этих резервов, но нет, что-то мы жмемся, и ЦБ выдает их достаточно скупо. Ему уже пришлось раскошелиться в сентябре в очередной раз на очередные 150 млрд рублей, но, видно, этого не хватает. Запасы, по крайней мере по официальной информации, имеются, и значительные, поэтому можно было бы и прибавить, и удвоить эту сентябрьскую прибавку, и утроить. У меня нет ощущения, что речь идет об очень больших объемах, я феноменальных оборотов на бирже не вижу. То есть рубль идет вниз на вполне типичных для последнего времени оборотах. Особого ажиотажа и какой-то силы, спекулятивной атаки, какая могла бы происходить в былые времена, я не наблюдаю».

К другим основным валютам рубль также продемонстрировал снижение, пишет портал Investing. В частности, юань обновил полуторамесячный максимум к российской валюте, поднявшись до 13 рублей 80 копеек. По мнению БКС, дальнейшее ослабление рубля может предотвратить отмена запрета на экспорт нефтепродуктов.

На прошлой неделе вице-премьер Александр Новак озвучил предложения об альтернативных мерах защиты внутреннего рынка бензина. В частности, в правительстве рассматривали частичное восстановление коэффициента топливного демпфера и повышение пошлин для непроизводящих экспортеров. Окончательные решения пока не приняты.