«Балтика» собирается бороться за свои бренды с группой Carlsberg
После перехода активов Carlsberg Росимуществу менеджмент «Балтики» опасается, что Carlsberg может не продлить лицензии на использование ряда товарных марок, например Tuborg, Holsten, Kronenburg, и тогда «Балтика» не сможет их использовать на территории РФ. Эксперты полагают, что ситуация может подарить «Балтике» новую возможность возродить собственные ранее популярные сорта пива
Читать на полной версииПивоваренная компания «Балтика» обратилась в суд, чтобы не потерять свои бренды. Она опасается, что прежний владелец активов завода компания Carlsberg отзовет лицензию на использование таких марок, как Tuborg, Holsten, Kronenburg. Сама Carlsberg не исключала, что после передачи «Балтики» в управление Росимуществу предпримет ответные юридические шаги. Что может остаться у «Балтики» в случае негативного исхода?
«Балтика» действует на опережение и уже сейчас просит суд наложить запрет для иностранцев отзывать какие-либо бренды. Возможно, активность компании связана с тем, что на пост директора в июле вернулся Таймураз Боллоев, предприниматель, который в свое время «Балтику» и поднимал. Вернулся он аккурат после решения о передаче активов Росимуществу. В теории, конечно, «Балтика» может попытаться использовать бренды в обход, но такого юридическая практика пока не знает, говорит гендиректор компании «Онлайн патент» Алина Акиншина:
Алина Акиншина гендиректор компании «Онлайн патент» «Права на бренды, товарные знаки не принадлежат «Балтике», они принадлежат Carlsberg. «Балтика» сейчас имеет право использования этих брендов на территории РФ. Это право ограничено сроком — например, для бренда Tuborg срок правомерного использования по лицензионному договору истекает 31 декабря 2023 года. Если по любым причинам Carlsberg не будет продлевать лицензию, «Балтика» потеряет право использования бренда на территории РФ. Единственный вариант далее как-то использовать знаки — это некий механизм принудительного лицензирования. Но таких прецедентов в текущих условиях для товарных знаков не было».
«Балтика» была основана в 1990 году. В сознании российского потребителя закрепилась в первую очередь как производитель линейки номерного пива, от ноля до девятки. В Carlsberg Group «Балтика» вошла в 2008-м, а под полное управление перешла четыре года спустя. Carlsberg отодвинула номерную линейку на второй план и выдвинула свою продукцию, что неудивительно — так международная корпорация ведет себя на каждом новом рынке. Российские полки наводнили Tuborg, Holsten, Kronenburg. Любители пива стали отмечать, что «Балтика» подрастеряла свою уникальность — если раньше сорта четко были привязаны к цвету, то теперь пенные напитки, как говорится, будто стали разливать из одной бочки.
Вкусы — это, конечно, субъективная оценка, но некоторые номерные сорта «Балтики» и правда теперь почти не встретить. Номинально все они производятся, за исключением разве что номера 1, однако найти сейчас цифру 6 портер или вторую «Балтику» — надо постараться. На сайте завода представлена вся многолетняя линейка — там больше сотни брендов, но добрая половина — это разные безалкогольные напитки.
После начала СВО Carlsberg захотела активы продать, причем единым лотом. До последнего российский рынок приносил группе убытки — по оценке зарубежных СМИ, они составили 60 млн долларов. Этим летом Carlsberg вроде бы нашла владельца и согласовала условия, но закрыть сделку не успела — все ушло Росимуществу. Это шанс для «Балтики» снова вернуться к развитию легендарной номерной серии, считает пивной сомелье Юрий Сусов:
Юрий Сусов пивной сомелье «Балтика» с номерной линейкой была востребована даже в Германии и, как ни странно, даже в США продавалась. Но на внутреннем рынке, мне кажется, «Балтика» может проигнорировать Carlsberg и так же выпускать номерную линейку. Но, честно говоря, новые задумки «Балтики» реализовывались не так, как «Балтике» хотелось бы. Они же пытались залезть в крафтовый сегмент, реализовать проект «Горьковская пивоварня». На мой взгляд, он абсолютно провален. Мне кажется, «Балтике» неразумно было бы пытаться сейчас с их силами выводить какой-то новый бренд. Их задача, на внутреннем рынке по крайней мере, — держаться за все старое».
Если представить, что российский суд не пойдет навстречу «Балтике», а Carlsberg наложит запрет на использование ее брендов, это будет сильный удар, но отнюдь не смертельный. В линейке «Балтики» всегда были сильные региональные бренды. В Ярославле было «Ярпиво», в Туле — «Арсенальное», в Ростове — «Дон». Вот они останутся, так же как и «Жатецкий гусь». За счет них «Балтике» можно пока переждать сложный момент.