Федеральная антимонопольная служба возбудила дела из-за неоправданного повышения цен на бензин против семи компаний. Они работают в Белгородской и Ростовской областях, Ставропольском и Краснодарском краях и Дагестане.

По данным ФАС, президент Ассоциации владельцев автозаправочных станций координировал деятельность владельцев и арендаторов АЗС путем рассылки сообщений в мессенджере. Это привело к одновременному повышению розничных цен на топливо.

На крупные компании давить сложно, поэтому правительство начинает давить на среднеоптовых поставщиков, говорит ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

Игорь Юшков ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности «Правительство восприняло заявление Путина как некую отмашку на более решительные действия в отношении нефтяных компаний. Он на совещании по топливному вопросу сказал, что главное — это потребитель, чтобы он увидел на АЗС снижение цены, то есть вы молодцы, что на бирже цена снизилась, но потребителю это не интересно. Правительство начало давить на всю цепочку, чтобы цены понизили здесь и сейчас, хотя естественным образом на это ушло бы довольно много времени — несколько недель, месяц-полтора. Компании бы тогда продавали топливо, которое купили раньше на бирже по высоким ценам, и только когда продали бы то топливо, они бы перешли к продажам тех объемов, которые купили сейчас по снизившимся ценам. Думаю, включился такой бюрократический механизм, когда правительство будет давить всеми инструментами на участников рынка, чтобы выполнить те задачи, которые поставил президент. И это нужно для бюджета в том числе, потому что только так можно будет оправдать отмену запрета на экспорт нефтепродуктов, можно будет сказать, что задача выполнена, на опт цена снизалась, в рознице цена снизилась, значит, постановление правительства сделало свое дело, его можно отменять. Все рыночные инструменты чреваты снижением дохода бюджета: это и увеличение выплат по демпферу, о чем тоже говорили на заседании с Владимиром Путиным. Минэнерго хочет пойти именно по этому пути, постепенно увеличивать коэффициент, постепенно выйти на единицу, то есть вернуть предыдущие параметры демпфера, тогда компании будут получать больше денег в рамках этого налогового вычета и будут сдерживать цены на внутреннем рынке. Но есть и более жесткие меры. Как мы видим, Минэнерго и правительство рассматривают возможность увязки объемов поставки на внутренний рынок и права экспорта».

Правительство 21 сентября запретило экспорт бензина и дизельного топлива для стабилизации цен на внутреннем рынке. В Минэнерго заявили, что правительство будет настраивать налоговую систему, чтобы обеспечить внутренний рынок топливом по приемлемым ценам.