Чем скромнее, тем правильнее
Западники сдулись, но наши продолжают покупать зарубежные объекты и тем самым поддерживать иностранные рынки. У одних эта фраза вызывает чувство гордости, у других — чувство серьезной озабоченности
Читать на полной версииЗападники сдулись, но наши продолжают покупать зарубежные объекты и тем самым поддерживать иностранные рынки. У одних эта фраза вызывает чувство гордости, у других — чувство серьезной озабоченности: инвестиционные аналитики уверяют, что на неоправданных вложениях россияне потеряли больше, чем кто бы то ни было.
Отечественный опыт инвестирования не насчитывает и 10 лет, поэтому там, где зарубежный инвестор доверяет только калькулятору, наш зачастую довольствуется буклетами и обещаниями. Понятия ликвидность и доходность применительно к недвижимости, конечно, знакомы россиянам, однако мало кто способен соотнести их с реальным положением дел на том или ином рынке. В итоге на руках у соотечественников часто оказывается откровенный неликвид, который потом невозможно ни продать, ни сдать в аренду. Дело осложняется тем, что сфера Real Estate по определению не способна быстро показать инвестиционный результат: иногда осознать, что объект является проблемным, владелец может годы спустя.
Точных методик, позволяющих отделить мух от котлет, не существует. Но первичные советы инвестиционных консультантов таковы. Не обращать внимание на проекты, за продажу которых агентам сулят сумасшедшую комиссию более 12–15% (для справки: на развитых европейских рынках комиссия как правило не превышает 4–5%). Крайне осторожно относится к проектам и рынкам, где иностранные покупатели присутствуют минимально или не присутствуют вовсе. Если жилье предполагается сдавать, то до мелочей изучать положение дел в арендном сегменте, четко представлять себе портрет потенциального арендатора и делать выбор не от своего, а от его имени. Наконец, постараться не вкладывать средства в очень уж нравящиеся объекты, потому что нравится обычно эксклюзивное и дорогое, а наибольшую ликвидность показывает скромное и дешевое.