Официально Республика Нагорный Карабах (Арцах) прекращает свое существование с 1 января 2024 года. Соответствующий указ подписал президент непризнанного государства Самвел Шахраманян. За последние несколько дней эту территорию уже покинули около 80 тысяч карабахских армян из 120 тысяч, которые там проживали.

По словам собеседников Business FM среди карабахских армян, ситуация заметно изменилась в ночь на четверг, 28 сентября, когда в Степанакерт въехала азербайджанская полиция. Услышав сирены, из города побежали даже те немногие, кто хотел остаться. По крайней мере, еще на несколько дней. Но тут в спешке город покинули и они.

Радиостанция пообщалась с психологом-волонтером Рузанной Бадалян, работающей с беженцами, прибывающими в Армению. Принимают их в детском лагере «Сирануш» при NGO Syunik Development, но приезжают туда далеко не только семьи с детьми. По словам Рузанны, пока ей очень трудно работать там по специальности. Обращение за психологической помощью у приезжающих далеко не в приоритете:

— Люди едут по 20-30 часов, они стоят в пробках, очень тяжелую дорогу проезжают. Приезжают очень изнеможденными и уставшими.

— Когда люди приезжают, у них ни воды, ни еды, ни медикаментов с собой?

— Еды точно нет, воды тоже. Некоторые в домашней одежде, в легкой одежде. Очень многие из тех, кто приезжал, особенно ночью, — замерзшие, нам приходилось их кормить, поить, отогревать. Но они большие молодцы, они держатся, даже дети. Это ужасно — смотреть этим детям в глаза, они только начинают раскрываться, и у каждого в глазах взрослая скорбь и боль.

Ранее премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что в ближайшие дни в Нагорном Карабахе не останется армянского населения. По его оценке, происходящее в регионе является этнической чисткой и депортацией. То, что из Карабаха уезжает большинство, подтверждают даже собеседники Business FM из Азербайджана — со сноской на то, что в 90-е с этих территорий так же бежали азербайджанцы, когда в Карабах пришли армянские военные. И страх местного населения можно понять, отмечает азербайджанский политолог Ильгар Велизаде:

Ильгар Велизаде азербайджанский политолог «Да, большая часть уезжает. Я к цифрам скептически отношусь, но в любом случае даже общие оценки позволяют говорить о том, что большая часть все-таки уезжает. Годы конфликта, фобии, страхи, которые накапливались, которые культивировались среди местного населения, все-таки дают о себе знать. Азербайджан не закрывает полностью двери и оставляет возможность возвращения людям, которые собираются вернуться и принять азербайджанское гражданство».

Впрочем, нынешнее азербайджанское законодательство прописано так, что претензии, в том числе уголовного характера, можно предъявить очень широкому кругу лиц, еще недавно проживавших на территории непризнанной республики, а тем более оставшихся там. В Баку обещают с этим не перебарщивать, но карабахские армяне проверять это на себе не хотят.

Учительница, в спешке покидавшая Степанакерт, будучи прямо в дороге, рассказала Business FM, что и в Армении многие ее сограждане оставаться не собираются:

«Мы из любви к родине здесь жили. У нас родственники во Франции, в США. Когда уезжали бакинские армяне, Рональд Рейган принял миллион армян из Азербайджана, они все карабахцы по происхождению. У меня дядя в Лос-Анджелесе, тетя в Париже, двоюродный брат в Майами. Они все бывшие бакинцы. Мы все уедем по программе воссоединения семей, просто мы потеряем родину».

И за это обида у тех, кому сейчас приходится уезжать из Карабаха, очень сильна. По словам собеседников радиостанции из их числа, сейчас они не верят уже никому — ни Баку, ни Москве, ни Вашингтону, ни Парижу, ни Еревану.