В прокат вышел фильм «1993» о непрожитой травме одной семьи и целой страны
Картину снял Александр Велединский, режиссер картины «Географ глобус пропил» и автор сценария к «Бригаде». Почему для него был важен этот сюжет и были ли какие-то ограничения с учетом того, что снимали на государственные деньги?
Читать на полной версииГерой Евгения Цыганова в фильме «1993» в начале 1990-х бросил науку, хотя был без пяти минут кандидатом. Он подается в бригаду аварийной службы. Там же работает его жена — ее играет Екатерина Вилкова. Все это происходит на пороге другой аварии, так скажем, государственного масштаба. «Капитальный ремонт всей стране нужен», — говорит один из героев.
Застольные разговоры во многом похожи на сегодняшние. Муж и жена постепенно отдаляются друг от друга и 3 октября, в день штурма «Останкино», оказываются по разные стороны баррикад. «Чувство, что зло борется со злом, а добро уже истребили», — говорит Цыганов, сидя в такси, и это суть фильма, считает его режиссер Александр Велединский. Он ориентировался на одноименную книгу Сергея Шаргунова:
— Мы с Сергеем сразу договорились, что я буду делать фильм по мотивам, про то, как я помню это время, отчасти и про себя, про свои впечатления, поскольку я соучастник событий. Мы начали учиться на Высших курсах сценаристов и режиссеров 1 октября, а 3 октября начались эти события. Мы жили рядом с «Останкино» в общежитии. Из любопытства, что ли, хотя плохое слово «любопытство», может, все-таки из-за желания знать, что происходит в нашей стране, — мы же начинающие кинематографисты — пошли к «Останкино», и по нам там хорошо постреляли, мы полежали в грязи. Тридцать лет я ждал возможности рассказать об этом.
— Не боитесь дискуссий, споров?
— Наоборот, я их жду. У меня на стороне героя всегда симпатия, и героини тоже. А на чьей я должен быть стороне? На стороне Ельцина или кого-то другого? Или Зюганова? Мне обе стороны неприятны.
— «1993» снимался при поддержке Фонда кино, среди инфопартнеров — государственный канал. В свете этого вы в процессе работы над сценарием и над фильмом не сталкивались с какими-то ограничениями?
— Ни разу. Мы начали еще в 2019 году все это, я ходил на питчинги в Фонд кино, какие-то вопросы задавались нам. Никаких правок специальных для фонда я не делал. То, что мне самому не нравилось, я правил. Четыре варианта сценария написал, в 2021 году он был закончен.
Героиня Вилковой на протяжении всей истории ждет новую жизнь, мечтает открыть свой бизнес, верит в Ельцина. А герой Цыганова считает, что изменения, которые Ельцин вносит, неконституционные. Герои иронично задают себе и друг другу вопрос: «Ты за кого, за красных или за белых?» Главный редактор «Бюллетеня кинопрокатчика», автор телеграм-канала Shamporova Юлия Шампорова полагает: этот вопрос мы себе задаем до сих пор и не можем найти взаимопонимания.
Юлия Шампорова главный редактор «Бюллетеня кинопрокатчика», автор телеграм-канала Shamporova «Велединский в своем фильме это очень хорошо показывает, насколько мы разобщены, насколько мы готовы друг другу свернуть шею, если мы не разделяем идеи друг друга. Мне импонирует, что в этой большой исторической саге, которая получилась у режиссера, он показывает как войну гражданскую — с танками, с оружием на улицах, с расстрелами мирных людей — так и мир одной семьи, живущей в 1990-е годы. Уютный, во многом ностальгический мир людей, которые оказались потерянными, которые, будучи без пяти минут кандидатами наук, вынуждены продавать вещи на улицах или работать в коллекторе, которые совершенно не могут понять, что же им дальше делать. Этот период — это непрожитая травма для наших людей, во многом она сегодня откликается, и мы понимаем, насколько опасно не прожить какой-то травматический период не только для отдельно взятого человека, но и для страны целиком».
Пожалуй, это первое большое кино про 1993-й год. Мы силами редакции смогли вспомнить только один эпизод в сериале «Бригада», где фигурируют эти события.