Рынок бензина и дизеля будут спасать пошлинами для «серого» экспорта и восстановлением демпфера
Такие предложения на совещании с Владимиром Путиным поступили от вице-премьера Александра Новака. Президент считает возможным использовать для топлива те же механизмы, что и для удобрений, — сначала насыщаем внутренний рынок, потом зарабатываем на экспорте
Читать на полной версииПравительство объявило шаги по долгосрочной стабилизации рынка топлива. Как заявил на совещании с президентом вице-премьер Александр Новак, курирующий топливный сектор, основных мер по защите российских автовладельцев и фермеров предлагается две.
Во-первых, власти планируют повысить параметры так называемого демпферного механизма, то есть компенсаций производителям топлива за продажу товара на внутреннем рынке, а не по более высоким ценам на внешнем. Во-вторых, власти будут бороться с так называемым серым экспортом топлива, когда перекупщики берут бензин и дизель у производителя и ищут иностранного покупателя самостоятельно. Как выразился Новак, им повысят «заградительную», то есть протекционистскую пошлину с 20 тысяч до 50 тысяч рублей за тонну. Не исключает правительство и радикальных мер в виде запрета на экспорт для всех компаний, которые не производят топливо сами, — но здесь пока без конкретики.
Предложения оценивает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович:
Решение правительства по демпферу указывает на значимость одного из факторов роста стоимости топлива на российских АЗС и бирже. Буквально месяц назад коэффициент демпфера был снижен в два раза, что сэкономило бюджету около 30 млрд рублей в месяц, но очевидным образом повысило привлекательность экспорта для нефтяников. Планы были утверждены президентом еще в июле, и уже тогда СМИ, в том числе Neftegaz.ru, писали о рисках для российского потребителя. В совокупности с падением курса рубля к иностранным валютам продажи топлива за рубеж стали чуть ли не рекордно выгодными. Как отметил сам Новак, с начала года стоимость нефти в рублевом выражении выросла в полтора раза и превысила 8 тысяч рублей за баррель.
Благодаря экстренному запрету на экспорт топлива, введенному на фоне чуть ли не кратного роста стоимости дизеля и резкого подорожания бензина, топливные цены на бирже обрушились на 15-20%, но пока не отразились на табло АЗС. О дальнейшей динамике рассуждает ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:
Отдельно Владимир Путин предложил рассмотреть вариант применения к нефтяникам тех же требований, что действуют на рынке удобрений. Как выразился президент, «поставили на внутренний рынок необходимые объемы, а потом зарабатывайте на внешнем». В совокупности представленные на совещании меры вроде бы должны восстановить привлекательность внутреннего рынка для российских производителей топлива и снизить выгоду от экспорта для игроков-перекупщиков, которые сами его не производят.
Влияние на бюджет, ради экономии которого летом снижали демпфер, будет двойственным — повысится и коэффициент выплат нефтяникам, и суммы пошлин от непроизводящих экспортеров. Но все это в условиях не вполне предсказуемого курса рубля и движений нефтяных цен.