Грузоперевозчики не могут выбраться из Калининградской области
На единственном пункте пропуска, который еще работает на границе с Литвой, в Чернышевском — большая очередь. Очередь не живая, а электронная, а забронировать слот почти невозможно, все места разбирают за минуты, сообщили Business FM бизнесмены. Одни водители живут на обочине, другие пытаются лезть напролом через границу
Читать на полной версииВ редакцию Business FM обратились сразу несколько бизнесменов, которые занимаются перевозками из Калининграда и обратно. Все пожаловались на недавно введенную в области электронную очередь. Ситуация, по их словам, близка к критической, речь уже идет хотя бы о снабжении Калининграда базовыми продуктами, не говоря уже о товарах, необходимых в быту. Сейчас из шести пунктов пропуска доступен только пункт Чернышевское. Остальные литовская сторона уже закрыла. На единственном пункте ввели запись в онлайн-очередь, хотели уменьшить нагрузку, а получилось наоборот, говорит генеральный директор компании-перевозчика «Гольфстрим» в Калининграде Игорь Климов:
Игорь Климов генеральный директор компании-перевозчика «Гольфстрим» в Калининграде «Если раньше выезд из области занимал один-два дня, иногда чуть больше, когда литовская сторона не принимала, сейчас для тех перевозчиков, кто не успел оформить бронь, выезд из области невозможен в течение ближайшей недели. Сайт, на котором необходимо брать бронь, открывает слоты в 12 часов ночи, то есть в 00:02 мне удалось зарегистрировать две машины, и уже много заявок в это время было размешено на сайте. Такого еще не было в Калининграде. За мою десятилетнюю практику, чтобы машина не могла выехать десять дней, я такого не помню. Например, сейчас я привлек для своих перевозок московскую фирму-перевозчика, и они приехали в Калининградскую область, четыре машины выгрузились и не могут отсюда уехать: вынуждены жить здесь — на дороге, на стоянке».
Даже если повезет и перевозчик успеет забронировать слот, расслабляться рано. Уже было такое, что бронь переносили на несколько дней вперед, а потом возвращали на старое время. А рынок на такое реагирует быстро. Сейчас средняя ставка перевозки из Москвы в Калининград составляет 150 тысяч рублей, летом, в пиковые времена, когда были туристы, — доходила до 300 тысяч. Литва ввела повышенные тарифы на зеленые карты, страховку для проезда через свою территорию. Перевозчики перестроились, кто-то ушел с калининградского направления. Теперь коллапс с электронными очередями, говорит индивидуальный предприниматель Артем Вохтомин, у него пять машин.
Артем Вохтомин индивидуальный предприниматель «Я сижу обновляю и днем, и ночью, и будильники ставлю, и не получается! Ты телефон не выпускаешь из рук и круглосуточно тыкаешь на эти кнопочки, обновляя страницу этого сайта. Я вожу производителей только мясоколбасных изделий, только в Москву, и, конечно, для производителей это ад, потому что они не могут прогнозировать свою работу. Соответственно, у них контракты, у них все четко распланировано: машина грузится здесь, выходит там, выгружается и сразу распределяется по таким магазинам, как «Пятерочка» и «Магнит». Прогнозировать что-либо очень сложно, заводы тоже теперь сидят и обновляют эту страницу, они тоже вовлечены в этот увлекательный процесс».
После загрузки оформляется таможенный транзит на грузы, устанавливается срок доставки. Как правило, он составляет два-три дня — дают время на переход границы. Сейчас сроки срываются из-за новых броней. В Калининграде много скоропорта, у молочки срок доставки всего 40 часов до Москвы, есть мясные комбинаты, которые производят охлажденку, у них тоже сжатые сроки. Эти расходы потом лягут в конечную стоимость продуктов, а фуры не поедут больше в Калининград, делится мыслями директор компании «Р-Вэй» Вадим Винославский, у него совместный проект с компанией «ТрансГрупп», возят продукты, овощи и фрукты в Калининградскую область.
Вадим Винославский директор компании «Р-Вэй» «Приехали в Калининградскую область, еще мы не подозревали, что обратно выехать с прошлой недели стало настоящей проблемой. Водители разгрузились в четверг, пятницу, субботу и до сих пор находятся в городе Калининграде в ожидании, когда подойдет очередь. Были зарегистрированы на 26-е, на 27-е, но очередь постоянно передвигается. Водители живут кто вдоль обочины, кто на стоянке, условий нет, никто не накормит, они только за свой счет... Встает под вопрос вообще целесообразность поездок в Калининградскую область, и, наверное, руководству области нужно будет задуматься, кто им привезет продукты питания в следующий раз».
Когда Литва закрыла транзит на многие категории товаров, снабжение Калининграда стало во многом возможным только по воде. Промышленные товары, химия, и все на паромах, а там ситуация такая же, говорят перевозчики. Были очереди, была коррупция, люди перекупали брони, стоимость места доходила до 600 тысяч рублей. Аналогичная ситуация была в прошлом году в Белоруссии на КПП в Литву. Тоже вводили электронные очереди, тоже гигантские очереди, коррупция, чат-боты выкупали всю бронь, а потом водители эти слоты продавали.
Жаловаться особо некуда, единой формы для обращений нет, официальные органы ни о чем не информируют, говорят перевозчики. Есть обращения, есть инициативная группа. Бизнес пишет в соцсети, в СМИ, губернатору. Пока все только на уровне слухов, вроде власти хотят все-таки вернуть живую очередь, а фуры крупного местного бизнеса пускают через КПП без всяких очередей. Некоторые водители набираются решимости и едут без записи, на авось, в надежде проскочить на оформление. Но делают так не все, а то есть риск, что «свои же и побьют, в общем-то».