Торговые сети не поддерживают легализацию онлайн-продаж алкоголя
Они считают, что у покупателей достаточно возможностей приобрести алкогольную продукцию в обычных магазинах
Читать на полной версииОбновлено в 18:40
Крупные торговые сети выступили против легализации онлайн-продаж алкоголя. Главный аргумент — это приведет к росту нелегального рынка, а сейчас у покупателей достаточно возможностей купить легальное спиртное в офлайн-магазинах. Письмо со своей позицией в Минпромторг направила Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ). В нее входят крупнейшие торговые сети, в том числе X5 Group, «Магнит», «Лента», «Ашан», «О'кей», Metro, «Азбука вкуса» и другие. На копию письма ссылается РБК.
В письме руководство АКОРТ выражает обеспокоенность обсуждаемыми в последнее время властями инициативами по легализации интернет-торговли алкоголем. Запрос Business FM в АКОРТ оставили без комментариев, в организации сказали, что пока ставят обсуждение на паузу.
Но с таким подходом торговых сетей уже спорят онлайн-ретейлеры, говорит
президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов:
Артем Соколов президент Ассоциации компаний интернет-торговли «Сам запрет на доставку алкоголя существует с 2007 года, когда не было технологий контроля и отслеживания самой по себе цепочки продаж, вообще было сложно что-либо гарантировать в интернет-канале. Рынок за это время вырос в 230 раз, 16 лет прошло, есть технологии, которые позволяют контролировать абсолютно все. Более того, мы можем контролировать все существующие ограничения по возрасту покупателя, по времени продажи, по месту продажи. Таких клиентов можно авторизовать на сайтах и, пропуская их через специализированную форму авторизации, понимать, что это совершеннолетние клиенты, после этого открывать им соответствующий раздел с алкогольной продукцией и давать возможность осуществить заказ. Я как раз не вижу рисков. Более того, в онлайне сама по себе продажа намного прозрачнее, чем традиционная розница, потому что любой клиент оставляет свой цифровой след. Мы всегда знаем, что, кому, когда мы продали. У нас есть полная информация о том, куда мы это доставили, контактные данные клиента. В плане рисков — их, на мой взгляд, намного меньше с точки зрения подконтрольности, даже Росалкогольтабакконтроль неоднократно говорил о том, что государство в состоянии контролировать этот процесс».
В самом АКОРТ тоже нет единства мнений по поводу легализации онлайн-торговли алкоголем. Сеть «Азбука вкуса» высказалась за дистанционную реализацию алкогольной продукции. Споры на эту тему есть даже внутри рынка импортеров, поставщиков алкоголя в торговые точки. Сейчас эта тема горячо обсуждается, говорит исполнительный директор виноторговой компании Fort Александр Липилин:
А вот «Азбука вкуса» не имеет возражений против такого предложения. Говорит директор по взаимодействию с органами государственной власти «Азбуки вкуса» Андрей Чурсин:
Андрей Чурсин директор по взаимодействию с органами государственной власти «Азбуки вкуса» «Азбука вкуса» не имеет возражений, а, наоборот, поддерживает инициативы по легализации дистанционной торговли алкогольной продукцией. Компания донесла свою позицию до ассоциации и не принимала участие в составлении письма. По нашему мнению, легализация должна способствовать как удобству потребителей, так и стабилизации рынка алкогольной продукции, снижению теневого оборота алкоголя. Это избавит производителей и ретейл от недобросовестной конкуренции и сократит долю некачественной продукции и ее фальсификата».
К идее легализации продажи алкоголя онлайн вернулись еще в 2021 году, но пока реализовать ее не удалось. В июле такую законодательную инициативу предложил сенатор Андрей Клишас. Суть была в том, чтобы создать отдельный реестр сайтов компаний, которые могут продавать алкоголь дистанционно. Перед покупкой пользователь должен подтвердить свой возраст через учетную запись на «Госуслугах» и заключить договор. Повторная проверка должна проходить во время передачи алкоголя покупателю в формате QR-кода на экране его телефона или числового кода.
Но затем Клишас отозвал свой проект после замечаний Минфина. При этом Минфин сообщал, что нелегальный оборот алкоголя в интернете в прошлом году достиг 30 млрд рублей, а доля фальсификата на нем превысила 50%.