Обновлено в 18:30

Своими поправками Минюст хочет забрать у полиции право на те проверки бизнеса, которые вообще не в компетенции МВД. Полицейский больше не сможет зайти на технологически сложное предприятие, к примеру, и выписать протокол. Каждый должен заниматься своим делом, а в России для проверок есть несколько контрольных органов.

Таким образом, у МВД хотят забрать дублирующие функции. Однако не полностью. В документе есть важная ремарка: полиция сможет выписать протокол, если нужно «оперативное реагирование на нарушения» с целью «эффективной защиты охраняемых законом ценностей».

В теории под такую формулировку можно подвести любую ситуацию, но не сказать, чтобы полиция раньше подобным злоупотребляла, делится опытом основатель и управляющий сети ресторанов «Теремок» Михаил Гончаров:

Михаил Гончаров основатель и управляющий сети ресторанов «Теремок» «Если происходит какое-то действие, которое связано с деятельностью бизнеса, и наносит ущерб или грозит смертью, стоит вмешаться. Такие ситуации могут быть в любой сфере: и в сфере развлечений, и торговли. Условно стало известно, что арбузы, например, были отравлены, в таких случаях нужно действовать оперативно, в этом случае органы должны иметь возможность реализовать свои полномочия. Но за многие годы я не помню, чтобы было воздействие со стороны полиции, то есть контрольные органы регулярно проводят и проводили проверки. Их много, но все всегда было в рамках закона».

Было, по словам Михаила Гончарова, такое, что разные недобросовестные активисты и общественные организации использовали полицию в своих интересах, например, провоцировали на продажу алкоголя несовершеннолетним, специально делали ребенка визуально старше, а затем звали полицию. Впрочем, поправки Минюста не направлены против такого рода практик. Бизнес жалуется, что часто полиция приходит проверять на бумаге одно, а штраф выписывает за другое. В Москве, как правило, если потенциал штрафа меньше 100 тысяч рублей, полиция туда даже не пойдет, говорят бизнесмены. Мнение гендиректора группы компаний «Русит» по разработке и изготовлению текстильных материалов Дмитрия Филиппова:

Дмитрий Филиппов генеральный директор группы компаний «Русит» по разработке и изготовлению текстильных материалов «Чем меньше контроля со стороны правоохранительных органов, а правоохранительные органы — это прежде всего жесткое давление. То есть одно дело — взаимодействие с налоговыми органами, которые понятны, выстраиваются нормальные отношения, то есть если предприятие нормально платит налоги, все хорошо, с полицейскими все несколько сложнее. Когда бизнес начинают пугать тюрьмой, это плохо. У нас с полицией не было конфликтов, поэтому с точки зрения нашей компании ничего нового не вижу, в нормальной деятельности взаимодействие с полицией минимальное, за исключением ФСБ, а так я в любом случае положительно отношусь к этой инициативе, бизнесу будет легче от этого жить. Одно дело, когда приходит налоговая, у них финансовые претензии: вы не заплатили какие-то деньги, оплатите штраф и так далее. Возникают взаимоотношения в рамках арбитражного процесса и так далее, то есть вы спокойно можете отстаивать свою позицию, в конечном итоге вам грозят финансовые потери, если вы не докажете, что вы правы. Если они докажут, что вы неправы, значит, вы заплатите то, что обязаны заплатить по закону. А МВД — там все сводится к тому, что давайте мы вас посадим в тюрьму и будем доказывать, что вы неправы. Очень часто кончается тем, что либо у людей отбирают предприятия, либо еще какие-то неприятные последствия возникают. Как правило, все это ведет к тому, что предприятие схлопывается или сильно теряет».

Поручение запретить полицейским наказывать за нарушения, которые относятся к компетенции контрольных органов, этим летом давал президент, а еще весной генпрокурор Игорь Краснов отмечал, что «внепроцессуальные проверки без регистрации сообщений о преступлении» не входят в число задач полиции и, по сути, подменяют те функции, которые уже есть у надзорных органов. Все к этому шло, вспоминает почетный адвокат России Алексей Скляренко:

Алексей Скляренко почетный адвокат России «Подобного рода разговоры начались еще с момента так называемой «реформы милиции». И предприниматели, и контролирующие органы на тот момент говорили, что полномочия по контролю бизнеса надо убирать. Чтобы наконец-то лед тронулся. Контроль в сфере административной деятельности со стороны полиции нередко заключается в простом вымогательстве денег от коммерсанта. Мы составим в отношении вас протокол, причины мы для этого найдем, и все равно вы будете платить штраф, а штрафы немалые, а может быть, и деятельность ваша будет приостановлена, а в последующем прекращена и так далее. Нередко проводилась дополнительная экспертиза, и административное правонарушение переходило в стадию уголовного преследования. Вот если инициатива Минюста будет принята, я считаю, что коррупционная составляющая хотя бы по этой деятельности будет значительно уменьшена».

По мнению бизнес-омбудсмена Бориса Титова, законопроект Минюста все же не вносит серьезных изменений, небольшой коррекции подвергся перечень статей КоАП, по которым органы полиции имеют право возбуждать административные дела. Там было несколько десятков позиций, и этот список стал чуть меньше, отметил Титов. Проблема, по его словам, в другом: иногда помехи от действий полиции начинаются еще до возбуждения административного дела.