После запрета на экспорт цены на топливо пошли вниз. А как управлять ими потом?
Временный запрет — экстренная мера. Она должна насытить внутренний рынок на период пикового спроса со стороны аграриев. Но что будет потом?
Читать на полной версииЦены на бензин и дизель в России резко пошли вниз. После введения временного запрета на экспорт топлива 95-й на бирже подешевел сразу почти на 11%, а дизельное топливо — почти на 15%. Очевидно, что временная мера сработала. Вопрос в том, насколько она временная и какие меры будут приняты потом. Уже на долгосрочную перспективу.
На самом деле цены на топливо начали снижаться еще до объявления о запрете на экспорт, только на новостях о том, что правительство пойдет на резкие шаги в этом отношении. Ну а уж после объявления этих шагов цены ушли в пике. Скоро мы увидим это и на табло российских заправок. Там, может быть, пике не будет, но все же… На бирже в пятницу тонна 95-го стоила 59 с лишним тысяч рублей. Тонна дизеля — почти 61,5 тысячи.
Получается, что литр 95-го на бирже стоит 43 рубля 32 копейки, а литр дизеля — 47,25. Понятно, что пока все это дойдет до заправок, к ценам что-то прибавится по объективным причинам. Вопрос, как долго все это продлится. Временный запрет — экстренная мера. Она должна насытить внутренний рынок на период пикового спроса со стороны аграриев. Но что будет потом? Эксперты, опрошенные Business FM, уверены, что, если запрет на экспорт продлится слишком долго, результат не обрадует никого.
Топливным компаниям будет просто невыгодно производить столько продукции. Особенно это касается дизеля. В стране мы потребляем только половину от того, что производим. И если НПЗ на какое-те время встанут, потом у нас не будет дизеля вообще — ни дешевого, ни дорогого. Так что в какой-то момент экспорт нужно будет вернуть. Но там опять могут возникнуть сезонные факторы, говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович:
Поэтому рынок ждет от властей стратегических решений. Варианты обсуждаются разные, но так или иначе большинство наших собеседников сходятся в том, что все закончится чем-то средним между экспортной пошлиной и перенастройкой демпфера. Продолжает ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:
Задача в текущих условиях действительно выглядит нерешаемой. С одной стороны — бюджету нужны деньги (поэтому и урезался демпфер, и за падающий рубль в правительстве летом переживали не сильно), с другой — на внутреннем рынке нужно топливо по вменяемым ценам. И бизнес при этом должен зарабатывать. В том числе и топливный. Слишком много неизвестных. Но эксперты надеются, что решать это уравнение власти будут все-таки рыночными инструментами.