Правительство России временно ограничило экспорт бензина и дизельного топлива. Как говорится в сообщении кабмина, это позволит насытить рынок топлива, что в свою очередь позволит снизить цены для потребителей. В постановлении, которое вводит эти ограничения, содержится ряд исключений.

Однако, по словам экспертов, мера должна сработать. Успело ли это отразиться на ценах в разных регионах страны и достаточно ли будет временных мер? Такого резкого и сильного скачка биржевых цен на топливо, как в этом году, эксперты не помнят. За три месяца дизтопливо подорожало примерно с 50 тысяч до 75 с лишним тысяч рублей за тонну на пике. Резко выросли и розничные цены.

Правда, вертикально интегрированным компаниям удалось сдержать рост цен на заправках, а независимым АЗС пришлось работать в убыток. Аграриям повезло еще меньше. Они оказались в ситуации, когда оптовые цены на дизель были гораздо выше тех, что они видели на заправках. От 80 до 100 рублей за литр в опте к 60 с копейками на АЗС. А заправляться на простой бензоколонке фермеры зачастую просто не могут. Сельхозпроизводители забили тревогу. Особенно фермеры юга страны. Новости о дефиците бензина и дизеля на заправках стали приходить и из центральных регионов. Все это случилось из-за того, что топливным компаниям из-за роста мировых цен на нефть и снижения курса рубля, а также в связи с сокращением демпферных выплат было намного выгоднее продавать нефтепродукты на экспорт, чем поставлять их на внутренний рынок. Но после того как чиновники заговорили о возможности принятия радикальных мер, цены пошли вниз. Биржевые. Вот что Business FM рассказал председатель Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельхозкооперативов Ставропольского края Сергей Колесников, который ранее жаловался на запредельно высокие цены на дизель — до 103 тысяч рублей за тонну:

Сергей Колесников председатель Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельхозкооперативов Ставропольского края «Дефицита как такового нет порядка почти недели. То есть до этого он был дикий, сейчас уже неделю нет дефицита, и плавно начала опускаться цена на топливо. На сегодня уже оно немного просело. Еще до объявления решения правительства, постановления, как бы на некоторых моментах было в сравнении с прошлым днем небольшое снижение, порядка, может, 500 рублей на тонне».

И вот в правительстве решили временно ограничить экспорт топлива. Правда, запрет появился вместе со списком исключений. В котором аж 11 пунктов. Например, вывоз топлива «для личного пользования», перевозки «в рамках международных соглашений» и так далее. Но это не лазейки для «серых» экспортеров. Мера сработает — считает ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

Игорь Юшков ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности «Я бы сказал, что это довольно жесткое постановление, потому что на самом деле по этим исключениям идут совершенно небольшие объемы. Там межправсоглашение тоже не со всеми странами, особенно сейчас, когда с 5 февраля запрещено в страны Евросоюза экспортировать, поставлять наши нефтепродукты, и эти все объемы были перенаправлены на альтернативный рынок, практически на все эти объемы никаких межправсоглашений подписано не было. Все, что мы перенаправили на Ближний Восток, на север Африки, в Индию, в Китай, дополнительные объемы — они все, насколько я знаю, без межправсоглашений идут. Поэтому я думаю, что все-таки это довольно жесткое ограничение, и оно запрет существенные объемы, прежде всего дизеля, на внутреннем рынке».

Независимые топливные сети восприняли новость позитивно. Вот что Business FM рассказала управляющий партнер сети АЗС GP «Вымпел» в городе Саратове Екатерина Савкина:

Екатерина Савкина управляющий партнер сети АЗС «Данную новость владельцы независимых заправок оценили позитивно. Рассчитываем на то, что ситуация улучшится. Конечно же, у нас закупленная партия топлива по более высоким ценам, придется, вероятно, какое-то время вести планово-убыточную деятельность. У каждого свои товарные запасы, поэтому сроки тоже разные, но в целом при сохранении объема производства и, как следствие, объемов продаж на бирже, наверное, цены должны найти свое рыночное равновесное значение».

И прямо в день выхода новости о временных ограничениях на экспорт из Омска стали приходить сообщения о том, что в городе заканчивается дизель и бензин. Однако впоследствии местные журналисты рассказали, что опасность преувеличена и топливо в городе есть. А министр энергетики Омской области сообщил о новых договоренностях с топливными компаниями об увеличении числа бензовозов для решения проблемы. Хватает его даже местным аграриям. Судя по комментарию директора одной из компаний, работающих с зерном, Андрея Боброва:

Андрей Бобров директор зерновой компании «Если честно, не слышал даже ничего такого. Пока не было никаких сложностей. У партнеров лучше поинтересоваться, прямо интересно стало даже».

И он поинтересовался, мы созвонились еще раз, и Бобров сказал, что кто-то говорит, что где-то есть проблемки. Совсем не так о ситуации высказываются в Ростовской области, куда дошли пока только хорошие новости, но не хорошие прайс-листы — говорит председатель совета Ассоциации местных крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Алексей Жданов:

— По-прежнему ситуация не меняется абсолютно. Наплевать на посевную кампанию, на уборку, полное безразличие, животного кредитования до сих пор нет. Сельхозпроизводителя бросили на произвол судьбы.

— Не подскажете, какая цена на дизель?

— 108 рублей тонна, литр — 80 рублей. В розницу дешевле, чем оптом. Абсурд. Это раз. Приемка зерна остановлена — это два. В-третьих, зерно принимается за копейки. Перекупы пользуются ситуацией, покупают пшеницу пятого класса по 8-7 рублей. Производитель сидит без денег — это четыре. Что еще вам рассказывать?

В целом же эксперты, опрошенные Business FM, считают, что ограничение экспорта как временная мера — идея хорошая. И они же боятся, что если запрет будет действовать долго, то вот из этого уже ничего хорошего не выйдет. Но даже когда проблема пикового спроса будет решена, властям все равно придется принимать решения уже стратегического характера. Эксперты предполагают, что ответ будут искать в плоскости налогообложения или экспортных пошлин.