Право подавлять беспилотники хотят дать всем желающим. Точнее, тем, кто может себе это позволить. Госкомиссия по радиочастотам намерена обсудить этот вопрос со всеми ключевыми ведомствами. Если предложение одобрят, граждане и компании смогут закупаться средствами подавления дронов. Как это будет работать и есть ли риски?

Сейчас подавлять беспилотники в небе имеют право только Минобороны и еще несколько силовых структур. Если позволят сбивать дроны и физлицам, и компаниям — им все равно придется согласовывать применение глушилок с теми же ведомствами, получать что-то вроде лицензии или отдельного разрешения. Хотя само по себе делегирование таких полномочий в корне поменяет сам принцип подхода к защите неба от коптеров.

Если упростить, сбивают дроны сейчас двумя способами — либо прерывают связь между оператором и дроном, либо подменяют сигнал для беспилотника, тот теряет координаты и падает. Все средства подавления можно разделить на три группы — антидроновые ружья для защиты малого сектора, установки, способные закрыть целое предприятие, и средства радиоэлектронной борьбы — создающие купол над зонами в десятки километров.

Гражданам и компаниям, скорее всего, позволят иметь либо ружья, либо отдельные установки, и диапазон цен здесь самый широкий — от сотни тысяч рублей до десятков миллионов.

Вопросов и опасений — очень много. Представим, что все крупные компании и отдельные обеспеченные граждане закупились глушилками. Не возникнет ли проблем для тех, кто легально занимается запусками дронов? Бизнес, силовики, спасатели, блогеры и так далее. Условные картографы запускают дрон для съемок местности, пролетают над дачей, дрон падает — кто будет отвечать? Не говоря уже о более приземленных вещах, отмечает гендиректор ассоциации AeroNext Глеб Бабинцев:

Глеб Бабинцев гендиректор ассоциации AeroNext«Разрешение свободного оборота средств радиоэлектронной борьбы — это примерно такой же шаг, как если разрешить свободный оборот летального оружия: ровно точно такой же может быть эффект. Бесконтрольное применение этих средств крайне опасно, потому что вокруг нас работает огромное количество приборов, связанных с различными радиоэлектронными диапазонами: это и всевозможные приемники бытовые, это, быть может, какие-то кардиостимуляторы, это другие воздушные суда, которые находятся неподалеку от нас. И представить себе, что гражданин воспринимает пролетающий мимо воздушный шарик или какое-нибудь воздушное судно как угрозу своей приватности или безопасности и начинает с ружьем или радаром активным излучать в него помехи, — что угодно может произойти».

Операторы ТВ и мобильной связи уже опасаются, что повсеместное внедрение систем подавления скажется на качестве услуг для абонентов. В частности, подобное уже высказали в «Триколоре» и «Мегафоне». Когда везде стоят глушилки, никто не может гарантировать, что ваш телевизор или телефон вообще будут работать. Не говоря уже об обычном GPS в навигаторах. Впрочем, и преувеличивать риск от применения глушилок не стоит, считает руководитель компании «Аэрокон», эксперт рабочей группы «Аэронет» Эдуард Багдасарян:

Эдуард Багдасарян руководитель компании «Аэрокон», эксперт рабочей группы «Аэронет» «Я считаю, все коммерческие структуры, частные предприниматели или даже частные лица сейчас не бросятся покупать антидроны и их использовать. Сейчас мощности вообще по изготовлению таких систем работают на пределе, они едва-едва закрывают потребности госкомпаний, энергетических точек, предприятий, понимаете, то есть промышленность не может сразу обеспечить всех. Не будет проблемы с частотами, античастотами. Да я в центре Москвы езжу, в пределах Садового кольца, даже вокруг Кремля есть такие проблемы с частотами, а дальше все работает. Надуманные это проблемы. Все средства радиоэлектронной борьбы локальные, их действия носят локальный характер, это же не десятки километров, а сотни метров».

Локальным решением, которое устроило бы всех, могла бы стать единая платформа по отслеживанию легальных беспилотников. По типу системы Flightradar, где дроны сами будут передавать информацию о том, кто его запустил и по какому маршруту. Чтобы в любой момент можно было открыть карту и посмотреть на запретные зоны для полета. Создать условную диспетчерскую, как для самолетов. Технические возможности есть, говорят эксперты, осталось только принять решение.