Подлинность товаров можно будет проверить на «Госуслугах»
Сейчас покупатель с помощью QR-кода на продукте и специальной программы прямо в магазине может узнать, где находится производство, состав продукции и так далее, то есть подтвердить то, что написано на этикетке. Есть ли смысл в этой системе?
Читать на полной версииКабмин закрепил возможность проверки подлинности товаров на «Госуслугах». Работа сервиса будет обеспечиваться при взаимодействии с системой маркировки «Честный знак».
Функция проверки существует и сейчас. Покупатель с помощью смартфона, QR-кода на продукте и специальной программы, которую можно скачать на телефон, прямо в точке продаж может узнать, где находится производство, состав продукции — все то же, что написано на этикетке.
Маркируются молочные продукты, упакованная вода, одежда, в том числе из меха и кожи, обувь, парфюмерия, табачные изделия, лекарства, фотоаппараты, автопокрышки и шины.
Под систему подпадают все товары в категории, не важно, где они произведены. Но пока в системе нет смысла, это только лишние затраты производителей, считает гендиректор Petrova 5 Consulting Марина Петрова:
Если говорить об одежде и обуви, особенно брендовых, для конечного потребителя такая система, конечно, это лишняя возможность убедиться, что он покупает оригинал. Но для ретейла прибавилось сложностей: процесс оформления для товара стал дольше, надо сопоставлять между собой несколько систем, говорит управляющий бутика Project 3,14 Степан Тараян:
— Просто, когда внедрили «Честный знак», всем розничным сетям, ну и оптовым сетям дали полтора года на то, чтобы всю эту историю настроить. С начала работы «Честного знака», если не ошибаюсь, четвертый год уже идет, и до сих пор не все с этим до конца разобрались. Если сейчас эту систему усложнять с точки зрения присоединения к «Госуслугам», то есть подозрение, что это, наверное, для прозрачности, для частного лица, для конечного потребителя, и хорошо, сейчас правда на рынке много контрафактной продукции. Но в любом случае, мне кажется, за счет усложнения интеграции всей этой истории это повлияет на конечную стоимость.
— А были ли вообще в работе сервиса какие-то проблемы?
— Было очень много, и до сих пор возникают проблемы. Во-первых, чтобы работать с маркировочным кодом, нужно настраивать оборудование, далеко не все сканеры могут сканировать эту систему QR-кодов. Соответственно, система синхронизации с поставщиками — сложная история, эти маркировочные коды делятся непосредственно уже на таможенных органах. Если раньше процесс был простой: получил электронный документ, переправил через границу, в Москве получил, уже свои ценники внутри магазина распечатал, приклеил. Сейчас нет, видите, это еще один цикл.
В правительстве указали: если на товаре в одной из категорий, подлежащих маркировке, нет графического символа, «это повод подать жалобу в систему через приложение «Честный знак».