Россияне считают, что список получателей «серо-черных» зарплат возглавляют строители
Можно ссылаться на неосведомленность респондентов, неоднородность рынка, результаты других исследований, однако факт: согласно данным ВЦИОМ, главными получателями неофициальных зарплат россияне считают представителей сферы торговли и строительства
Читать на полной версииВсероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил результаты мониторингового опроса, посвященного отношению россиян к неофициальным зарплатам. Как известно, зарплаты у нас бывают «белые», «серые» и «черные». С первыми все понятно, а разница между вторыми и третьими в величине доходов, скрываемых от государства и прежде всего от налоговых органов. Почему об этом исследовании идет речь в рубрике, посвященной недвижимости? А вот почему.
Исследование установило, что подавляющее большинство трудоустроенных россиян получают доход официально: об этом говорят восемь из десяти работающих граждан (83%). В общей сложности неофициальную зарплату имеют 11% (5% — «черную» и 6% — «серую»). Было еще 6%, которые затруднились ответить, что бы это ни значило. С момента предыдущего замера в 2021 году показатели практически не изменились: тогда «белую» зарплату получали 86%, полностью или частично «в конверте» — 11%.
Так вот на вопрос о том, людям каких профессий и секторов экономики чаще всего платят зарплату неофициально, по 17% россиян назвали строительство и торговлю. Кстати, эти варианты лидировали и в 2021 году, и по сравнению с прошлым разом оба показали прибавку в 1%. «В числе других ответов: разнорабочие — 13% (2021 год — 14%), работники малого бизнеса (по 9% в 2021 и 2023 годах), сфера услуг — 7% (2021 год — 8%), водители, таксисты — 5% (2021 год — 3%), менеджеры, управленцы (по 4% в 2021 и 2023 годах)», — делится данными ВЦИОМ.
Конечно, участниками данного опроса были не игроки рынка строительства и недвижимости, а случайно выбранные люди, которые вряд ли глубоко в теме. Конечно, многие профессионалы сегмента сейчас вправе пыхтеть от обиды и справедливо настаивать, что речь тут может идти только о каких-то шарашках, а вовсе не о серьезных строительных компаниях. Конечно, в качестве контраргумента можно привести, скажем, прошлогоднее исследование HH.ru, посвященное той же тематике: там сказано о получающих «серые» и «черные» зарплаты представителях сферы туризма и общепита, искусства и медиа, но строители не упоминаются вовсе. И все же результаты опроса ВЦИОМ никуда не денешь: вот такая, оказывается, у строительной отрасли репутация. У всей отрасли, кто бы как ни пытался разделить ее на «чистых» и «нечистых».
Кстати, как уже рассказывал BFM.ru, репутация — это создавшееся общее мнение о качествах, достоинствах или недостатках кого-либо, чего-либо, человека, фирмы или товара. И, что очень важно для рынка строительства и недвижимости, это общее мнение формируется в том числе теми, кто сам никогда не пользовался ни товарами, ни услугами компаний и отраслей, о репутации которых берется судить. Ну, вот так устроена эта схема: репутация создается вокруг восприятия бренда, компании или отрасли — исторически в общественном сознании, в социальных сетях, в массмедиа и так далее.
То, что в глазах общества строительство возглавляет зарплатный антирейтинг, является серьезной репутационной потерей. И дальнейшая цепочка потребительских рассуждений может быть очень неприятной для сегмента. «Как можно доверять качеству строительства, если строительные работы выполняют неофициальные, стало быть, мало чем и мало за что отвечающие работники?», «Ну и откуда тогда такие цены, если у них там сплошь «черные» зарплаты?», и так далее, и так далее…
Детали никого интересовать не будут: репутация — это не про частности, репутация — это про в целом. А надо ли что-то предпринимать в этой связи и можно ли вообще что-то предпринять — пожалуй, тема будущего отдельного разговора.