Обновлено в 20 сентября в 13:15

Роскомнадзор объяснил запрет на показ фильма «Айта». Это самая кассовая картина в истории якутского кинематографа. «Айту» известного режиссера Степана Бурнашева убрали из библиотек российских онлайн-кинотеатров в начале сентября по требованию Роскомнадзора.

Айта — имя девочки, живущей в селе. По сюжету она трагически погибает, оставив записку с именем Афоня. По деревне расползаются слухи, что к гибели причастен русский — полицейский Афанасий, подвозивший девочку. Убитые горем родители готовятся отомстить. Но следователь хочет докопаться до истины.

Как сообщили газете «Ведомости» в Роскомнадзоре, регулятор выявил в «Айте» «деструктивную информацию, противоречащую принципам единства народов России».

Business FM поговорила со Степаном Бурнашевым — режиссером самого кассового якутского фильма, который удалили из онлайн-кинотеатров по требованию Роскомнадзора.

В феврале прошлого года Минкульт выдал фильму «Айта» прокатное удостоверение. В соответствующем реестре министерства нет отметок о его отзыве. Сам режиссер не понимает, где РКН увидел «деструктивную информацию»:

— Формулировку окончательную я увидел только вчера, а до этого я не знал, на чем основано письмо, которое они написали онлайн-платформам. И в ответ я написал письмо в Роскомнадзор от имени организации, производителя этого фильма. На свой адрес как автор или как продюсер я никаких писем, запросов с разъяснениями не получал.

— А на ваше обращение в Роскомнадзор последовала какая-то реакция?

— По-моему, они рассматривают письма в течение одного месяца, я еще не получил ответ. Но мои выпускающие продюсеры, дистрибьюторская компания, должны встретиться с заместителем руководителя Роскомнадзора на днях. Я надеюсь, что мы друг друга поймем, думаю, что это какая-то ошибка, потому что в фильме ничего по деструктивизации межнациональных отношений в России вообще нет. И их объяснения, что человек одной нации показан лучше или хуже в отношении к другой нации, — это какая-то ошибочная формулировка, потому что у нас в фильме априори отрицательных героев нет, они все по-своему живут, это обычные люди. И есть там кое-какие поступки, но это не показатель отрицательных качеств героев. Есть структура Министерства культуры Российской Федерации, мы получаем и получали прокатное удостоверение, и с фильмом «Айта» никаких вопросов не возникало, с первого раз сдали и фильм, и документы, и получили прокатное удостоверение. И вообще, фильм показывали на больших экранах, с фильмом ознакамливались даже в министерстве внутренних дел, они там писали своим учебным заведениям рекомендации посмотреть это кино. Очень много было отзывов, обсуждений, и очень странно, что с течением времени Роскомнадзор решил такие письма отправить платформам. И, надеюсь, в ближайшее время это все урегулируется.

Профессиональное киносообщество восприняло разъяснение Роскомнадзора скептически. Комментирует кинокритик, обозреватель издания «Правила жизни» Егор Москвитин:

Егор Москвитин кинокритик, обозреватель издания «Правила жизни» «Что касается монтажа фильма, то изменить его невозможно. Его суть заключается в том, чтобы показать, как наши предубеждения против других мешают нам добиться истины и правосудия. Это фильм не о том, что русского полицейского заподозрили в преступлении, — кто досмотрит фильм до конца, поймет, что нет причин для жалоб. Это фильм о том, как предрассудки одних людей, которые вдруг увидели на своей территории чужака, заставляют их, не разобравшись в самом возможном преступлении, желать совершить самосуд. Фильм в конечном счете празднует дружбу народов, потому что мудрость якутского начальника полиции, который, несмотря на то что у него самого дочь в том же возрасте, что и пострадавшая, а пострадавшая, как мы в конце фильма поймем, никак не связана с русским полицейским, отстаивает презумпцию невиновности. Точно так же, как презумпцию невиновности и жажду справедливости защищал и оберегал, например, Аттикус Финч в романе «Убить пересмешника», где толпа собралась линчевать чернокожего, а один белый человек пытался этому сопротивляться. Кино на самом деле о торжестве справедливости, благоразумия, о примирении людей, которые присмотрелись друг к другу и научились друг друга уважать. Претензия к фильму кажется эмоциональной, а не рассудительной, может быть, поверхностной. Хорошо, что у людей кино вызывает какие-то чувства и эмоции, но плохо, что вместо дискуссии, разговора с авторами, со съемочной группой, которая состояла и из русских, и из якутов, получается такой запретительный жест».

«Айта» — самый кассовый якутский фильм. Он вышел в российский прокат в марте этого года, его сборы составили почти 26,5 млн рублей при бюджете в 4 млн рублей. Цифровой релиз картины на стримингах состоялся в мае, показ анонсировали «Кинопоиск», Okko, Wink, Premier. Сейчас на этих видеосервисах фильм недоступен.