Латвия закрыла переход «Силене» 19 сентября в восемь часов вечера по московскому времени. Сторона официально уведомила об ограничениях, сообщили в погранкомитете Белоруссии. Причиной такого решения стало, как пояснила Латвия, «давление нелегальной иммиграции, которая за короткий период выросла в три раза».

Работающим останется лишь погранпереход «Патерниеки» — на него перебросят все транспортные потоки. С белорусской стороны он называется «Григоровщина».

В среднем через КПП «Силене» в Латвию въезжали в сутки 625 человек и выезжали 605. Также ежедневно въезжали 87 грузовых транспортных средств и выезжали 85.

В августе также Литва закрыла (ссылка ведет на заблокированный в РФ ресурс) два своих пограничных пункта на границе с Белоруссией. Остались еще четыре. А в Польше действует (ссылка ведет на заблокированный в РФ ресурс) запрет на перемещение через границу белорусских и российских грузовиков.

Пока же закрытие перехода «Силене» не так критично, однако тенденция нехорошая, отмечает исполнительный директор Transasia Logistics Кирилл Латинский:

— С точки зрения динамики событий с весны 2023 года лично я прогнозировал, что события будут развиваться именно таким путем. Я думаю, что коридоры и дальше будут продолжать закрываться. Ничего в этом удивительного нет, геополитическая ситуация обостряется, и пока не видно той точки, когда наступит охлаждение. Продолжается также и сокращение импорта в Российскую Федерацию. У нас остается один коридор между Латвией и Белоруссией, я думаю, в ближайшее время мы можем увидеть, что и этот коридор может закрыться. То же самое происходит и с Литвой, погранпереходы между Литвой и Белоруссией также закрываются, 18 августа мы видели, что тоже такие ограничения ввелись. Я думаю, что будет дальше ситуация продолжаться. Мы рискуем уже к концу года иметь такое количество коридоров, которые с трудом будут позволять провозить грузы в Российскую Федерацию, поэтому ситуация довольно сложная. Есть вероятность, что в конечном итоге мы можем прийти к тому, что у нас вообще будет «железный занавес» между Евросоюзом, Россией и Республикой Беларусь. Поэтому такие перспективы вполне обоснованны.

— Если Латвия примет такое же решение в отношении России, чего мы лишимся?

— У нас есть список исключений. Это те товары, которые не включены в западные пакетные списки: гуманитарные грузы, медицинское оборудование, лекарства. Без западного алкоголя Российская Федерация переживет, а вот без медицинского оборудования, без лекарств, я думаю, нет.

Латвия может начать закрывать и общие КПП с Россией. К этому все идет, считает бизнес перевозок. Значимая доля латвийского экспорта в Россию — у алкоголя. За первое полугодие Латвия поставила крепкого алкоголя почти на 130 млн евро. Половина пришлась на виски.

С планомерным закрытием КПП Латвия, Литва, Польша и прочие страны делают только хуже себе, уверен гендиректор компании международных грузоперевозок «Сталена» Сергей Гоз. Более того, по его словам, официальное объявление о закрытии погранперехода еще не означает закрытие фактическое:

— Нами пытаются манипулировать закрытием этих переходов, это раз. Второе они могут их не закрывать чисто технически. Но что они могут делать и периодически практикуют? Они просто-напросто начинают ремонтировать дорогу перед переходом, которую ремонтировали в том году, создавать какие-то такие технические сложности, которые сокращают объем проходящего транспорта. Есть ли куда сокращать? Мы-то с вами мыслим одними категориями, та сторона мыслит, к большому сожалению, другими, и они зачастую совершенно нелогичны. Если в нашей логике вроде бы сокращать некуда, у них логика совершенно другая.

— А если Латвия, представим, примет такое же решение в отношении России, чего мы лишимся? Латвия экспортирует много алкоголя, в частности, виски.

— Разнообразный объем грузов идет. Если говорить о том, что через Латвию поступает алкоголь, и если латыши закроют этот канал, значит, алкоголь пойдет по какому-то другому пути, минуя их, тем самым они будут терять те доходы, какие они получают в текущем моменте.

— А в Россию из Латвии транзитом через Белоруссию что-то идет?

— Проще выходить из Латвии на Россию напрямую. То, что они сейчас закрыли, конечно же, через это часть грузов уже не пойдет, эта нагрузка ляжет на тот переход, который напрямую связывает Россию и Латвию.

В сентябре страны Балтии закрыли въезд зарегистрированных в России автомобилей. Позже в Еврокомиссии добавили, что запрет действует не только для машин, но и для ноутбуков, смартфонов, косметики и прочих вещей — все это будет считаться запрещенным импортом.