Обновлено в 12:00

Степанакерт согласился с предложением командования российских миротворцев о полном прекращении огня в Карабахе. Решение вступает в силу с 13:00 по местному времени 20 сентября. При этом достигнуто соглашение о расформировании и полном разоружении армии Карабаха и выводе тяжелой техники. Выведут оставшиеся подразделений военнослужащих ВС Армении из зоны развертывания российского миротворческого контингента.

Эскалация в Нагорном Карабахе началась с того, что в Баку заявили, что армянские военные обстреляли азербайджанские позиции из артиллерийских установок на агдамском направлении. После этого в Сети оперативно появились кадры того, как Вооруженные силы Азербайджана наносят удары по территории непризнанной республики. В результате боевых действий погибли по меньшей мере 27 человек, число раненых превысило 200, сообщил омбудсмен НКР.

В Баку утверждали, что в Карабахе они применяют высокоточное оружие по позициям ВС Армении и военным объектам и что гражданская инфраструктура атакам не подвергается. Однако в Сети довольно скоро появилось видео, как утверждается, с обстрелянными жилыми кварталами Степанакерта. Удары по городу подтвердил и местный житель Тигран, с которым Business FM удалось связаться в тот момент, когда в городе ненадолго появилась связь.

«Каждые две-три минуты слышны сильные взрывы. Число раненых растет. В городе нет света. Проблемы с транспортированием потерпевших в результате бомбежки. И все это продолжается. Есть много жилых кварталов, которые пострадали в результате бомбардировки. Люди находятся в подвалах, где нет достаточно еды, тепла, нет света. Народ ждет и надеется, что наш старший брат, Российская Федерация, остановит войну — армянский народ будет благодарен. Сейчас идет очень сильная антироссийская пропаганда, она идет очень активно и в Арцахе, и в остальной Армении. Нам прямо сейчас противник пытается продвинуть в инфополе ту идею, что во всем виновата Россия. Большинство армян этому не верят, однако они продолжают гнуть эту линию».

Впрочем, были в Степанакерте и те, кто отказывался общаться с журналистами из России. Все вопросы по обстановке они перенаправляли российским миротворцам — в довольно резкой манере, явно имея претензии и к миротворцам, и к Москве в целом. Были такие люди и в Ереване. К вечеру 19 сентября появились данные о том, что в армянской столице протестующие даже попытались заблокировать вход в российское посольство. Однако основные события в Ереване развивались возле здания правительства. Уже днем там собрались несколько сотен человек, которые требовали отреагировать на боевые действия и скандировали: «Арцах» и «Никол — предатель».

В Ереване и других городах обстановка была более или менее спокойной, рассказала Business FM гид из Армении по имени Лилит:

«Нет, ни в коем случае, в стране и тем более в столице Армении паники нет, тем более что армянский народ издревле привык к обостренной ситуации. Всегда на нас нападали, нам всегда приходилось невольно защищаться. Поэтому это не первый и, думаю, не последний раз. Наша главная задача — понять, а туристы прилетают в Ереван, несмотря на все это. Более чем спокойно в столице и в других городах. Будем ждать, как будет развиваться в дальнейшем ситуация».

Однако в Ереване к вечеру 19 сентября ситуация обострилась. Начались стычки протестующих с полицейскими в оцеплении. Были попытки прорваться в здание. Силовики применили шумовые гранаты.

Реакция многих жителей столицы Армении совершенно неудивительна, указывает журналист из Еревана Сероб Оганян:

Сероб Оганян журналист из Еревана «Первая реакция у людей в стране — встать и пойти на площадь Республики, где находится правительство Армении, которое, по мнению жителей страны, несет ответственность за то состояние, в котором сейчас находятся и Армения, и Нагорный Карабах. Они пошли выразить свою позицию в связи с тем, что правительство Армении или должно встать на защиту Нагорного Карабаха, Арцаха, или же должно подать в отставку. Понятное дело, что митинги и акции были спонтанными, стихийными. Поэтому, вполне возможно, ожидалось, что будут какие-то столкновения с силами правопорядка. Были столкновения, но я не могу сказать, что они были какие-то страшные: поначалу это была толкотня с абсолютно непонятной попыткой прорваться в пустое здание правительства. Во второй раз это было еще более жестко: начались столкновения с полицией, кидали в них бутылки, полиция применила спецсредства, есть раненые. Их немного, но они есть».

Ближе к ночи 19 сентября протестующие уже установили сцену, откуда продолжили выдвигать политические требования, главное из которых — отставка правительства Никола Пашиняна. В ночь на 20 сентября над Степанакертом были слышны взрывы и звуки ракетных обстрелов — город снова атаковал Азербайджан.

Сам Пашинян еще днем, выступая с заявлением по поводу эскалации конфликта в Карабахе, сказал, что «в Армении звучат призывы к госперевороту и государство отреагирует в соответствии с законом». Он сделал еще целый ряд заявлений. Но главное из них — это: «Армения не начнет боевые действия из-за ситуации в НКР. ВС Армении в Нагорном Карабахе нет». То есть премьер прямо сказал, что воевать за Карабах Армения не будет. Это в том числе и вызвало волну негатива в отношении него. Хотя, по словам политологов, нынешняя эскалация была абсолютно предсказуема, поскольку людей и технику у границы Азербайджан начал сосредоточивать еще в самом начале месяца.

Вечером 19 сентября власти Азербайджана заявили о прорыве линии соприкосновения и о переходе нескольких десятков боевых постов под контроль Вооруженных сил Азербайджана.

О целях и позиции Баку рассказывает политический обозреватель из Азербайджана Шахин Рзаев:

Шахин Рзаев политический обозреватель из Азербайджана «Главные цели — две: чтобы вооруженные формирования, которые находятся в Карабахском регионе Азербайджана, были разоружены и чтобы открылась дорога через Зангезур на Нахичевань, как предусмотрено пунктом 9 от соглашения 10 ноября 2020 года. Армения эти два пункта не выполняет. Азербайджан считает, что если не выполняется один пункт договора, не выполняется и другой пункт — 6, через Лачин. Я думаю, главное требование — это разоружение незаконных вооруженных формирований Карабаха. Официально наш президент Ильхам Алиев говорил, что никакого иного статуса для Карабаха, кроме как для других регионов Азербайджана, быть не может. Учитывая международный опыт Северной Ирландии или Сербской Краины в Хорватии, существует очень много возможностей для транзитного, промежуточного, переходного периода и очень сильного муниципального самоуправления, культурной автономии. Но это предмет для разговора, когда оружия уже не будет. Я думаю, азербайджанские власти не будут настаивать на немедленном выселении всего коренного армянского населения из Нагорного Карабаха».

Последствия обстрела многоквартирного дома в Степанакерте. Фото: oldhike/TASS

Многие мировые лидеры осудили действия Азербайджана. Президент Франции Эммануэль Макрон и глава европейской дипломатии Жозеп Боррель призвали Азербайджан прекратить боевые действия.

Канцлер Германии Олаф Шольц заявил, что боевые действия в Нагорном Карабахе должны быть прекращены. А президент Турции Реджеп Эрдоган заявил, что Анкара поддерживает операцию Баку в Карабахе.

Госсекретарь США Энтони Блинкен пообщался и с Пашиняном, и с Алиевым и заявил, что стороны должны возобновить диалог для разрешения разногласий между Баку и этническими армянами в Нагорном Карабахе. Со слов Блинкена, Алиев выразил готовность прекратить боевые действия и провести встречу с представителями Нагорного Карабаха.

По версии Баку, Ильхам Алиев заявил Блинкену, что силовая операция будет остановлена, если армянские военные в Карабахе сложат оружие. Комментирует старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислав Притчин:

— Азербайджан однозначно имеет поддержку Турции, а Армения в последнее время максимально старается опираться на помощь США и Франции, особенно после слушаний в конгрессе. Москва с планом, который нацелен в первую очередь на урегулирование ситуации, остается за бортом, потому что никто договариваться не собирается, потому что политической воли для этого нет в какой-то момент у Азербайджана, в какой-то момент у Армении, в конечном итоге переговорный процесс фактически остановился под российским патронажем. Все перешло в Брюссель и в Вашингтон, а там договоренности не достигнуты, кроме признания территориальной целостности друг друга, что является сейчас предтечей того, что мы видим.

— Давайте поговорим по поводу российской роли, и вообще, какое поле для возможностей?

— Российские миротворцы сейчас находятся под ударом, потому что это зона их ответственности, где происходит антитеррористическая операция, и у них нет возможности, ни физической, ни юридической, противопоставить что-то азербайджанцам. Азербайджан как бы идет до конца, основной, конечно, сейчас сценарий, который есть, — это полный исход армян из региона и получение контроля Азербайджаном над землей без людей.

Наступление армии Азербайджана на Нагорный Карабах, где, по словам армянского премьера Никола Пашиняна, отсутствуют подразделения армии Армении, освещается в зарубежной прессе активно, но сдержанно. Чуть ли не везде материалы или лайв-ленты размещены именно на вторых полосах — в основном под статьями о выступлении Байдена в ООН. В отличие от российско-украинского конфликта по Карабаху западные издания однозначной позиции не занимают. Тексты начинаются фактологически, и медиагиганты вроде CNN и BBC (ресурс заблокирован в РФ) неизменно отмечают статус региона как международно признанной азербайджанской территории.

Пожалуй, главный внешнеполитический телеканал США транслирует требования Баку о капитуляции властей Карабаха и отмечает двойственную позицию Еревана: Пашинян обвинил Азербайджан в намерении осуществить «этническую чистку» региона, но при этом заявил о нежелании Армении выступить стороной конфликта. Британская медиакорпорация обращает внимание на обещания офиса азербайджанского лидера Ильхама Алиева о том, что в случае самороспуска администрации Карабаха права жителей региона будут защищены в соответствии с конституцией Азербайджана.

Практически все издания, в том числе Al Jazeera, рассуждают о сдержанной позиции России по отношению к конфликту. Ближневосточный телеканал указывает, что российские миротворцы были размещены в Карабахе по результатам соглашения о прекращении огня в 2020 году, но «не смогли предотвратить ни предшествующие боевые действия Азербайджана, ни блокаду Лачинского коридора, ни новое наступление». По мнению собеседников издания, Москва не хочет занимать одну из сторон конфликта, что позволяет Баку управлять ситуацией. Как выразилась в беседе с Al Jazeera один из экспертов, если Россия захочет стать посредником в новом урегулировании, властям Армении придется заплатить за это «большую политическую цену».