За сделки с паями экс-зампреда ЦБ отправили в колонию на семь лет
Аналогичный срок суд назначил также индивидуальному предпринимателю Максиму Пальчуну. Обоих признали в растрате средств Инвестбанка на сумму 1,4 млрд рублей. Защита заявила о многочисленных нарушениях закона и планах обжаловать приговор
Читать на полной версииТаганский суд Москвы вынес очередной приговор по делу о хищениях в обанкротившемся Инвестбанке. На этот раз суд отправил в колонию на семь лет каждого бывшего зампреда Центробанка России, а ныне завкафедрой РАНХиГС Константина Корищенко и бизнесмена Максима Пальчуна. Оба были признаны в растрате 1,4 млрд рублей.
Назначенное на полдень оглашение приговора пришлось ждать почти два часа — запаздывала доставка Константина Корищенко, который оказался в СИЗО 28 августа этого года в годовщину своего 65-летия из-за нарушений условий домашнего ареста, под которым пробыл больше года.
До этого он еще год провел в СИЗО. Второй подсудимый, 44-летний индивидуальный предприниматель Максим Пальчук, предвидя реальный срок, пришел в суд с вещами, собрав большую спортивную сумку.
Мужчина с длинной темной бородой — он вовсе не выглядел как бизнесмен. И позже выяснилось, что от банковских дел он действительно отошел давно.
А до того, как в июне 2021 года попасть под стражу, а затем под домашний арест в столице, Пальчун вместе с женой, которая в настоящее время беременна пятым ребенком, и детьми вел фермерское хозяйство в Курской области.
В уголовном деле речь шла о хищении в 2013 году ценных бумаг — паев двух коммерческих инвестиционных фондов стоимостью 1,4 млрд рублей, которые принадлежали Инвестбанку в период, когда Константин Корищенко занимал пост председателя правления кредитного учреждения.
По версии следствия, 5 декабря 2023 года он подписал договор об отчуждении земельных паев в подмосковной Истре в обмен на ничем не обеспеченный вексель московского ООО «Зодиак-трейд». Держателями паев являлись две кипрские компании — Twinder и Uberlandia. Одну из компаний Максим Пальчун возглавлял, а вторую — представлял по доверенности. Однако, как утверждает его адвокат, Пальчун, который прекрасно знает английский язык, фактически лишь переводил документы для сделки и являлся номинальным руководителем.
Стремительный процесс
Для того чтобы рассмотреть дело, судье Марине Орловой потребовалось меньше месяца. Подсудимые вину отрицали.
Судья 19 сентября огласила лишь вводную и резолютивную части приговора, дав каждому из подсудимых на два с половиной года меньше, чем просил прокурор, — не 9,5 года заключения, а по семь лет лишения свободы в колонии общего режима со штрафом в 1 млн рублей.
Она постановила взять Максима Пальчуна под стражу в зале суда. Тот к этому был готов. Как и Константин Корищенко, занимавший пост зампреда ЦБ с 2002 по 2008 годы. Одетый в костюмные брюки и голубую рубашку, последний выглядел безучастным.
И если его адвокат Ринат Фахретдинов воздержался от комментариев, то защитник Пальчуна Роман Карпинский заявил, что не согласен с приговором и обязательно обжалует его в апелляции. По его мнению, в действиях его подзащитного отсутствовал состав преступления, а самого хищения не было.
«Мы считаем и мы доказали в ходе судебного процесса, что в действиях Пальчуна не было состава преступления. Были предоставлены документы, подтверждающее отсутствие хищения ценных бумаг», — заявил защитник.
По его словам, держатели паев — кипрские компаний Twinder и Uberlandia, интересы которых представлял Пальчун, передали ценные бумаги в Инвестбанк во временное пользование за плату. Банк должен был их вернуть. Аренда в течение полутора лет обошлась ему в 50 млн рублей.
«По нашему глубокому убеждению, состава преступления здесь нет вообще, — сказал Карпинский. — Однако обвинение считает, что банку был нанесен ущерб возвратом ценных паев, но этого не могло быть, поскольку банк не заплатил за эти ценные бумаги первоначальному собственнику и не планировал их выкупать. Их использовали в схеме по замещению проблемной задолженности. Мы предоставили оригинал финансовых документов, согласно которым банк эти паи еще в 2012 году должен был вернуть, но позже договоры [аренды ценных бумаг] каждые полгода продлялись», — рассказал защитник.
Умерший свидетель
Адвокат Карпинский утверждает, что разбирательство в суде прошло с многочисленными нарушениями закона. Так, защите отказали в допросе 18 свидетелей, а из 50 свидетелей обвинения суд заслушал только четверых. «Из них только два смогли сказать что-то по существу. Остальные даже не были вызваны в суд, и их показания даже не огласили. 40 же томов сложного экономического дела суд исследовал всего за четыре часа», — указал адвокат.
По его мнению, свет на случившееся мог бы пролить осужденный в особом порядке в 2021 году, признавший вину бывший зампредправления коммерческого банка Владимир Гезин. За растрату (ч. 4 ст. 160 УК РФ) 12,7 млрд рублей в 2012-2013 годы он получил 3,5 года колонии. Гезин остался отбывать срок в хозотряде СИЗО «Бутырка», однако в августе 2022 года он упал со строительных лесов и скончался от полученных травм. Защита Корищенко и Пальчуна ходатайствовали о его допросе в ходе следствия, но ей отказали. Предоставив в суд оригинал договора, защита просила назначить экспертизу подписи Гезина, чтобы доказать: паи подлежали возврату. Но суд просьбу отклонил.
По мнению же защиты, у Владимира Гезина был мотив скрывать то, что ценные бумаги должны были вернуть, а также дать ложные показания по делу.
«В банке действительно были хищения. Это объективно так, банк рухнул. Лица из числа его руководителей и бенефициаров под масками сделок с паями осуществили хищение», — продолжил Роман Карпинский.
По его словам, в 2012 году Инвестбанк выпустил несколько векселей в обмен на возврат паев. Впоследствии Владимир Гезин предъявил их к погашению. По ним из банка смогли вывести порядка 800 млн рублей. Средства получила офшорная компания Popley, связанная с бенефициарами банка, полагает адвокат.
Срок давности и полумиллиардный иск
10-летний срок давности по делу Корищенко и Пальчуна практически истек. Однако защита не просила прекратить уголовное дело в связи с его истечением. Само дело за последний год совершило множество пируэтов. Первоначально оказавшись в Савеловском суде в июле 2022 года, оно в декабре было возвращено на доследование. Данное решение в мае 2023 года отменил кассационный суд. Именно он фактически предписал рассмотреть дело Таганскому суду, там, где до этого сроки получили уже три группы бывших топ-менеджеров Инвестбанка за хищения в кредитном учреждении на общую сумму свыше 16 млрд рублей. Первым из них под суд пошел ныне покойный Владимир Гезин.
ЦБ отозвал лицензию Инвестбанка 13 декабря 2013 года. Дыра в его капитале оценивалась в 63,4 млрд рублей. Банк признали банкротом в марте 2014 года.
Таганский суд 19 сентября удовлетворил иск правопреемника Инвестбанка — Агентства по страхованию вкладов — о возмещении ущерба и постановил взыскать с осужденных 549 миллионов рублей. Кроме того, суд, вынося приговор, обратил взыскание на паи, находящиеся под арестом. Таком образом, ценное имущество в дальнейшем войдет в конкурсную массу и отойдет кредиторам.