Владикавказский гарнизонный военный суд приговорил к шести годам колонии общего режима ефрейтора Мадину Кабалоеву. По данным следствия, военнослужащая не явилась на службу без уважительной причины в период мобилизации или военных действий.

Защита ефрейтора отмечала, что Кабалоева обращалась в медроту своей части и получила рекомендацию о временном отстранении от службы в связи с беременностью. Более того, у женщины уже есть несовершеннолетний ребенок.

Суд, впрочем, решил, что рекомендация — это не официальное уведомление командования, а значит, ефрейтор не явилась на службу незаконно, говорит военный юрист Артем Мугунянц:

Артем Мугунянц военный юрист «Если наступила беременность, то это также является основанием для освобождения от воинской службы при наличии соответствующего медицинского заключения о категории годности. То есть как только наступила беременность, с определенного срока человек имеет право на освобождение от воинской обязанности, воинской службы, и никакой ответственности за неявку в часть не было. Но так как это заключение не было оформлено, а была только рекомендация, на этом основании был сделан вывод, что произошло уклонение от исполнения воинской службы. Поэтому здесь ошибка девушки в том, что она должна была сначала оформить соответствующее заключение с определением категории годности, что она не годна к прохождению службы на этот срок, пока не родит. После этого должна была предоставить это заключение командованию воинской части, и в этом случае никаких проблем бы не было. Но она самовольно не вышла на службу, так как заключение, которое дала медрота, не является заключением военно-врачебной экспертизы. И поэтому наступили такие неблагоприятные последствия. Поэтому во всех отношениях с военной службой в период мобилизации и военного положения нужно сначала готовить тщательно документы и только после этого уже идти и получать законное право на отсрочку от военной службы, освобождение от военной службы или признание временно негодной и освобождение от этой службы».

По версии прокурора, главным нарушением ефрейтора Кабалоевой стало не то, что она не уведомила свое командование о беременности, а то, что она не стала увольняться со службы и продолжала получать довольствие и пользоваться льготами.

В итоге ефрейтора Кабалоеву приговорили к шести годам колонии, хотя по ее статье грозило от семи до десяти лет. Смягчающими обстоятельствами стала беременность и наличие несовершеннолетнего ребенка. По этой же причине исполнение приговора отложили до 2032 года, пока ребенку не исполнится 14 лет.

Защита подавала апелляцию в Южный окружной военный суд, однако там оставили приговор без изменений. Впрочем, есть еще и вышестоящие инстанции, говорит военный юрист, кандидат юридических наук Георгис Меликов:

— Вы же знаете, что воинская часть — это особая структура, где жесткая иерархия. Можно быть не беременной, но, уведомив своего непосредственного командира, не являться там месяц и более, если он даст добро. В то же время, даже если у вас есть основания для того, чтобы не приходить на службу, но вы об этом не уведомили свое непосредственное руководство, то, естественно, будут приняты меры реагирования.

— Ей дали низшее по срокам наказание. С чем это может быть связано и почему?

— Наверное, смягчающие обстоятельства, одно из них вы уже назвали, это ребенок несовершеннолетний, возможно, было в ходе процесса раскаяние.

— Остались ли у адвоката возможности для пересмотра дела?

— Конечно остались. Если это первая инстанция, то есть апелляция, кассация.

Наказание по статье о неявке военнослужащего без уважительной причины в период мобилизации или военных действий резко ужесточили после начала специальной военной операции.